Шатры Высркого Средневековья

Автор: Selena     Категория: История

Признаюсь честно, для меня тема этой статьи была довольно сложной в силу скупости информации. Дело в том, что материальных находок имеется не так уж много, и самые ранние из них  датируются  16 веком. Однако сохранилось достаточно изображений, довольно ярко иллюстрирующих конструкции, а зачастую и материалы, использовавшиеся при изготовлении шатров.

Итак, для начала стоит рассмотреть основные конструкции шатров:

 

Конический – круглый в плане, конической формы. Наиболее простая конструкция.

 «Палаткообразный» – прямоугольный в плане, формой совпадающей с классической туристической брезентовой палаткой.  Колоколообразный – наиболее сложная (из простых) конструкция, круглая в плане и состоящая из конической крыши и конической или цилиндрической стенки.  

Прямоугольный (овальный и т.п.) – варианты на тему трех вышеперечисленных конструкций. Самым распространенным является прямоугольный в плане и состоящий из трапециевидных стенок и «палаткообразной» крыши.

 

Конструкция шатра зависит как от периода ее использования, географического региона, так и от назначения шатра. Шатры знати в основном были последних двух типов и украшались сложнее и богаче, чем солдатские палатки.

На миниатюрах «Романа об Александре» мы видим шатры из узорных тканей с изнанкой другого цвета, (что позволяет говорить о подкладе) и ми-парти крышей. В начале 14ого века и ближе к его концу цветовая отделка заменялась контрастными полосами (вероятнее всего служившими дополнительным укреплением швов) и декоративными элементами отделки. Позволю себе предположить, декор выполнялся в технике аппликации, хотя для более позднего периода (от середины 15ого века, ранее эта техника крайне нехарактерна) возможен грунтованный рисунок по ткани.

В качестве материального источника для рассмотрения, я могу рекомендовать Шатер гильдии Золотой Звезды (Исторический музей Базеля; Швейцария). Хотя он датируется началом-серединой 17 века, его конструкция наиболее схожа с шатрами интересующего нас периода.

 Далее, говоря о самом строении шатра (независимо то конструкции), можно выделить три основные части:  каркас, полотнище, растяжки. Каркас подразумевает под собой все жесткие детали конструкции, на которые опирается ткань шатра. В минимальной конфигурации – это центральный столб.Каркас шатра вызывает наибольшее количество вопросов именно в силу того, что его не видно на иллюстрациях. Однако существует ряд косвенных признаков, позволяющих реконструировать каркас по внешнему виду шатра. Соответственно, можно выдвинуть следующие предположения:   – если колоколообразный шатер круглый (овальный) с большим числом растяжек и растяжки крыши выглядят продолжением крыши, то такой шатер, скорее всего, не имеет дополнительных деталей каркаса, кроме центрального столба (столбов).   – если колоколообразный шатер многоугольной формы (8, 12, 16 и т.д.) с ярко выраженными углами крыши и растяжками идущими из этих углов, то, вероятно, он имеет дополнительный каркас в виде спиц, идущих от центрального столба к углам крыши.   – если шатер имеет четкую прямоугольную форму с двускатной или четырехскатной крышей, очевидно, что данный шатер может иметь стойки, расположенные по углам конструкции, а также горизонтальные перекладины между ними. 

Мне не попалось ни одного свидетельства наличия дополнительных столбов по периметру у круглых шатров.

На некоторых иллюстрациях шатры вообще не имею видимых растяжек. Один из авторов (http://www.adelphi.edu/sbloch/ma/tents/kuijt.article/) предполагает, что такие изображения свидетельствуют о наличии дополнительного каркаса (в виде спиц). Возможно, он прав, хотя отсутствие растяжек может быть объяснено также другими причинами (условностями изображения, например).  Еще раз обращу внимание, что приведенные выше варианты каркасов есть лишь один из вариантов реконструкции по внешнему виду. Основой для этих предположений служат конструкции каркасов сохранившихся шатров более поздних периодов (или графических изображений каркасов шатров), внешний вид конструкции в сборе, а также имеющийся практический опыт эксплуатации различных шатров и палаток.В качестве материала каркаса правильней (с исторической точки зрения) выбирать дерево, однако, на мой взгляд, допустимо укрепление наиболее подверженных нагрузке элементов дополнительно (по возможности не выходя при этом за рамки историчности). Несущие столбы необходимо делать достаточно прочными, потому что их впоследствии можно будет использовать как опору для дополнительных перегородок, вешалок, светильников и т.п.При проектировании деталей каркаса необходимо заранее позаботиться о надежных способах их соединения, предусмотреть всевозможные петли, крючья, штыри и гнезда.

Также следует иметь ввиду предполагаемое распределение и использование внутреннего пространства шатра. На что это может повлиять? Можно использовать внутренний каркас для крепления дополнительных перегородок и драпировок, устанавливать внутренние и внешние светильники, подвешивать оружие и щиты.  При рассмотрении полотнища шатра возникает два вопроса: как шить и из чего шить? Начнем с выбора ткани. В кратком виде это следующие критерии:   – историчность (внешний вид);  – вес и возможности транспортировки;  – ветро- и водостойкость;  – стоимость.Сюда можно добавить ширину ткани, прочность на разрыв, доступность и т.п. Перед тем как выбирать ткань, следует решить для себя какие факторы более важны, а какие менее.Для примера приведу основные типы встреченных мной тканей:Брезент – наиболее доступный материал. Внешне весьма аутентичен (если найти цвет кроме хаки) и довольно дешев, однако тяжел и недостаточно водостоек.
Синтетическая тентовая – главный минус – абсолютная неисторичность внешнего вида. Однако, если вес и водонепроницаемость является наиболее важными параметрами, тогда это для вас. Ткани такого сорта можно найти довольно легко, это, в первую очередь, рюкзачные и тентовые ткани. Стоят они дороже брезента.
Натуральная тентовая – этот тип ткани сложнее найти. В случае доп. Обработки по непромокаемости он конкурирует с синтетическими тканями, легче брезента и выглядит вполне аутентично… Существует так же возможность максимальной реконструкции, когда при изготовлении используются ткани указанные в описательных и изобразительных источниках (чаще всего шелк). Такой вариант, безусловно, прекрасен и, при правильной обработке ткани (мылении, вощении и т.п.) превосходит все остальные по аутентичности и удобству, но катастрофически неэкономичен. Мне пока не случалось встречать его практического воплощения.При выборе и покупке ткани помните, что натуральные ткани садятся, а крашеные выцветают под солнцем и дождем. Можно изготовить двухслойный шатер. В качестве внутренней ткани удобно использовать легкие натуральные ткани (в том числе цветные или узорчатые). Двухслойный шатер, как можно догадаться теплее, более стоек к дождю и ветру, и, при должном подходе, богаче и уютней внутри. Если вы решите шить двухслойный шатер имейте ввиду, что внутренний слой ткани не должен соприкасаться с внешним (это требование существенно усложняет конструкцию).Теперь перейдем к конструированию полотнища. Само собой разумеется, что крой полотнища зависит от конструкции и размеров шатра, ширины ткани и предпочтений мастера. Собственно, в этом разделе особых рекомендаций дать не могу. Если вы шьете на машине, то используйте более толстые, чем обычно, иглы и меняйте их чаще. 

Несколько советов:

 – сделайте в крыше маленький душник, чтобы облегчить проветривание шатра.   – в больших шатрах делайте два диаметрально противоположных входа. Это также облегчит проветривание и просушку шатра, позволит увеличить число деталей полотнища, сократив их размеры. Входы делайте закрывающимися (шнуровка или пуговицы).   – при большой ширине ткани можно делать на ней фиктивные швы – они укрепят общую конструкцию и уменьшат натяжение деталей при растягивании.Схема бельевого шва (вид с изнанки) 

В вопросе швов существует все та же проблема – отсутствие достоверных источником. На мой взгляд, при изготовлении шатра могли применяться те же швы, что и при изготовлении одежды. С одним условием: швы должны быть стойкими к длительному и кратковременному растяжению (как вдоль шва, так и поперек) и герметичными. В таком случае, при скидке на историчность, наиболее приемлемым швом будет «бельевой».

 Растяжки условно можно разделить на три вида – растяжки крыши, растяжки стен и штормовые растяжки. С крышей и стенами все понятно, а что такое штормовые растяжки? Штормовые растяжки – это основные растяжки, удерживающие центральный столб (столбы) в вертикальном положении. Разумеется, что такие растяжки надо делать из прочного неэластичного каната и крепить к мощным кольям. Число штормовых растяжек может быть три и более на столб; их главная задача – придание устойчивости и жесткости все конструкции при любых направлениях нагрузок. Отмечу, что не на всех изображениях шатров встречаются штормовые растяжки. С одной стороны это может быть объяснено условностями изображения, с другой – растяжки действительно могли отсутствовать. В таком случае столбы могли держаться в вертикальном положении под весом шатра и за счет от. двух типов растяжек (в таком случае нагрузка на них усиливается, а устойчивость уменьшается) или за счет вкапывания (такой способ требует дополнительного удлинения столбов на 20-50см, что не всегда удобно при транспортировке). Растяжки крыши – вторые по значимости. Они придают форму шатру. Могут быть как простыми, так и сложными (расходящимися кверху на несколько растяжек, которые равномерно распределяются по краю крыши). Мне представляется наиболее удобным располагать растяжки на расстоянии 30-50 см друг от друга. Такое расположение позволит растянуть крышу равномерно.Растяжки стенок могут отсутствовать. Достаточно пришить по нижнему обрезу стенки петли и за них растягивать низ стены.Немного о материале растяжек. Если вы задались целью изготовить максимально аутентичный шатер для растяжек возьмите простые крученые веревки толщиной в палец из натурального волокна. Именно такие растяжки мы можем видеть на шатре в музее Базеля. Если историчность для вас не самое важное – воспользуйтесь любыми прочными неэластичными веревками или шнурами, но лучше не цветными. 

 При изготовлении кольев следует помнить, что о них будет тереться веревка, поэтому место соприкосновения с растяжкой должно быть достаточно гладким, чтобы растяжка не перетерлась и не разлохматилась. Особенно это относится к кольям штормовых растяжек и растяжек крыши.

 

В заключении дам один совет: не пришивайте растяжки к крыше или стенкам – сделайте их съемными (привязывающимися или цепляющимися за крюки). При разборке и транспортировке шатра отсоединяйте их и храните отдельно. Это избавит вас при установке шатра от их утомительного распутывания под начавшимся не вовремя дождем.

 Список использованных ссылок и иллюстраций: – Тоже Форум: http://www.tforum.info/forum/ – Saeculi XIII: http://www.13c.ru/ – Тоже Город: http://tgorod.go.ru/ – Деталь фрески “Guidoriccio da Fogliano при осаде Монте Масси в 1328″ Симоне Мартини (Scala/Palazzo Pubblico; Sienna) 

– Роман об Александре 

 

– Шатер из Le Coueur Empris короля Рене Анжуйского (15 в).

 

2 Комментариев на “Шатры Высркого Средневековья”

  1. roman сказал:

    Блин шрифт такой мелкий, что я глаза сломал…

  2. Мурамаса Сандзо сказал:

    Шатры красивые, но занимают много места, лагерь большой армии будет плохо замаскирован

Оставить комментарий


Старлайн в Подольске
Каталог продукции
бибикавип.рф
Организация новогоднего корпоратива 2016 цена
Небанковская кредитная организация. Всемирная экологическая организация
lerkon.ru
Тайский массаж
Проффесиональные массажисты. Все виды массажа
taimir.su
..