Аспекты научной реконструкции

Автор: roman     Категория: История

                 По материалам статьи Р.И.Максимова и И.Э.Максимовой
«НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЕЕ В НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   МУЗЕЕВ»

Научную реконструкцию можно определить как метод, позволяющий  восстановить утраченный объект с максимальной степенью соответствия прототипу. Используется этот метод практически во всех науках: в истории, юриспруденции, палеонтологии, архитектуре.
В настоящей статье сосредоточимся на применении реконструкции как метода в исторической науке, и в частности – в музейном деле.
В Европе этот метод начал применяться уже около 200 лет назад (например, в музее в Баден-Бадене). У нас же единичные попытки заговорить о научной реконструкции, а также о необходимости ее использования впервые были отмечены не более 30-40 лет назад.
Общий интерес к этому методу, возникший в конце 80-х – начале 90-х годов XX в., объяснялся стихийным интересом к истории, преимущественно средних веков, неформальных молодежных объединений, ставивших целью изучение и восстановление культуры этой эпохи. К сожалению, официальная наука не восприняла тогда всерьез начинания молодежи и в короткий срок большинство объединений при отсутствии поощрения и помощи со стороны государства, а также корректирующей роли науки, превратились, в развлекательно-досуговые организации.
Сегодня именно научной реконструкцией объектов культуры занимаются у нас в стране единицы, чаще всего по-прежнему без контакта с наукой. Довольно легковесное отношение к предмету реконструкции и ударило в первую очередь по музеям, так как вызвало к жизни огромное количество так называемых «реконструкций», ко¬торые можно назвать стилизацией, имитацией – чем угодно, но с научной реконструкцией они ничего общего не имеют.
Есть и другая крайность – попытки реконструировать чуть ли не воздух средневековья, объявляя все иное отступлением от правил реконструкции. Причина этого заключается в размытых методологических принципах, терминологии и критериев оценки реконструкции.
Определение метода: Реконструкция, как уже было сказано выше, метод, позволяющий путем сопоставления данных археологии, изобразительных, письменных источников, научных трудов и экспериментальной проверки на функциональность (если речь идет о предмете) воссоздать утраченный объект с максимальной степенью соответствия историческим прототипам.
Виды реконструкции: Не следует смешивать понятия «реконструкция» и «реставрация», так как реставрация – это восстановление изначального состояния имеющегося предмета (его «ремонт»), а реконструкция – это воссоздание утраченного предмета (или предмета нематериальной культуры) на основе имеющихся данных.
«Особняком» в деле реконструкции стоит создание «реплик», т.е. музейных копий, так как речь не идет о воссоздании утраченного предмета. Реплики для музеев создаются обычно по двум причинам: вследствие плохой сохранности оригинала при угрозе его утраты и в случае невозможности использования оригинала в передвижных экспозициях.

Можно выделить следующие виды реконструкции:
– реплики (музейные копии);
– собственно реконструкция:
1) изобразительная (рисунок, видео, компьютерная);
2) материальная (или предметная – реконструкция предметов);
3) нематериальная – реконструкция объектов нематериальной культуры (ремесленные технологии, военное искусство, танцы, музыка и пение, искусство импровизации, спортивные и интеллектуальные игры, элементы сословного менталитета, «мертвые языки»);
4) теоретическая (описание предполагаемого хода событий).
Реконструкция, как и все в этом мире, имеет свои естественные
пределы, которые чаще всего определяются количеством информации, которым располагает реконструктор.

Однако есть вещи, которые в силу своей природы никогда не будут воссозданы (например, реконструкция средневековых пыток или реконструкция событий).
Последнее, к сожалению, стало особенно привлекательным у нас в стране, хотя, казалось бы, простая логика должна была бы подсказать: реконструкция какого-либо события так же невозможна, как и реконструкция, например, рождения на свет (возможны лишь его инсценировка или имитация). Могут считать, что такие мероприятия привлекательны для публики, однако если бы они устраивались хотя бы в виде «праздников средневековой культуры» в честь того же события, – было бы еще полбеды, но обычно они больше напоминают балаган, несущий немалый заряд отрицательного отношения к культуре средних веков. К тому же имитация событий, их инсценировка бесполезны в научном смысле и, стало быть, никакого отношения к научной реконструкции не имеют.

Некоторые основные правила реконструкции:
Первое правило: работа реконструктора должна основываться прежде всего на безусловном уважении к культуре страны, которая является предметом его «специализации».
Второе правило: необходимо доверие к средневековым источникам Важно не «крити-ческое переосмысление» или «авторское видение» средневекового источника, а беспристрастное его исследование, в противном случае – не избежать искажений, которые обязательно привнесет мышление современного человека.
Третье правило: максимальное ограничение использования современных технологий, так как их применение может привести к большим искажениям. Учитывая, что нами утрачен ряд технологий и навыков, которыми владели люди в средние века, этот недостаток иногда просто приходится восполнять современными технологическими средствами.
Если же необходимо восстановить лишь точный внешний вид предмета, прекрасные результаты дает, например, гальванокопия.
Четвертое правило: конечный итог работы реконструктора всегда должен быть результатом сопоставления нескольких источников.
Пятое правило: предмет непременно должен быть функционален, иначе шанс ошибиться возрастает во много раз. Мы не раз убеждались в том, что конечный внешний вид предмета предопределяется его функциями.
Шестое правило: узкая специализация (страна, сословие, век) и четкое соответствие временному, географическому и эстетическому принципам.
Богатейшая, тонкая и многогранная культура (особенно средневековая) требует особо точного и бережного подхода, в том числе многолетнего изучения менталитета средневекового человека. Только тогда можно найти те решения, те «подходы» к материалу, которые предложил бы именно он.
Нужно изучать и учитывать эстетические рамки «реконструируемой» страны, сословия, века, иначе получится то, что, к сожалению, мы наблюдаем в массовом порядке под видом «реконструкции»: это – «общеевропейский рыцарь» или «русский воин вообще» (от X до XV в.).
Реконструкция без глубокого и всестороннего изучения культуры средневековья, ограничение себя лишь воспроизведением предметов, по своим результатам часто напоминают эффект «пляжного трафарета»: поместив в соответствующее отверстие свое современное лицо и менталитет, на нем обозначенный, никак нельзя получить полноценный образ, но лишь дешевое карикатурное его подобие.
Эстетика вещи говорит о личности ее изготовителя, личности ее заказчика и пользователя. Процесс реконструкции вещи говорит об уровне культуры, присущей данной стране и эпохе, а знание этого уровня позволяет сделать правильные выводы о мотивах поступков и мировоззрении людей даже там, где для таких выводов недостаточно фактов.
Поэтому научная реконструкция имеет огромное значение так¬же и для историков-теоретиков.
К сожалению, современный технократический подход весьма вредит реконструкции, многие реконструкторы порой с высокомерием относятся к реконструируемой эпохе и демонстрируют коренное непонимание ее эстетики, требований, предъявляемых к функ-циональности и бытовому удобству вещи.
Седьмое правило: отсутствие жесткой стандартизации.
Пользуясь опытом различных ученых-историков, можно прийти к выводу, что популярное в наши дни создание систем, упорядочивающих средневековые предметы, например, по принципу подобия, не всегда себя оправдывает и несмотря на неоспоримое облегчение при работе с археологическим материалом, имеет серьезный недостаток. Дело в том, что средневековые мастера, часто работавшие в отрыве друг от друга и преследовавшие порой различные цели, допускали довольно большое разнообразие в изготовлении изделий одного и того же типа, что при практическом отсутствии каких-либо жестких стандартов производства ни в коей мере не являлось исключением, а было характерной колоритной особенностью средневековья. Существующая система не допускает этого явления, загоняя его в определенные, созданные современным исследователем рамки, свойственные нашему времени стандартизации. Она, с одной стороны, перегружает себя исключениями, с другой стороны, искусственно «подтягивая» под себя не полностью соответствующие существующей типологии образцы, подчас заставляет игнорировать очевидные факты. Так, например, копье, найденное на месте пожара, зафиксированного летописью в XIV в., может датироваться XII в. лишь потому, что оно типологически подобно образцам XII в.

Материалы взяты со страницы клуба “Хранители” г. Белгород:
http://mmkhraniteli.ucoz.com/

Метки: , , ,

Комментирование закрыто.


знакомства с иностранцами для брака
aruzhan-gala.ru
Аренда вилл класса Lux в Каннах
Посуточная Аренда апартаментов для отдыха. Удобный поиск. Бронирование
villa-luxe.ru
..