Допустимые ткани. Часть 2.

Автор: Selena     Категория: Средневековый костюм

Шелк – очень дорогой и очень популярный материал. В Англии и Германии были сословные ограничения на использование шелковых тканей. Так, в Англии сквайрам запрещалось носить одежду из бархата и дамаска. Она была допустима только для рыцарей. Тогда как дешевые шелковые ткани – сатин, например, разрешалось носить сквайрам (Дракон №10 роты св. Георгия).

Шелковые ткани импортировали в основном из Ломбардии. Все были шириной 45 см.
Сатин – средней плотности шелк – отличающийся блестящей поверхностью. Шел на воротники и женские пояса.
Дамаск – плотный тяжелый шелк, обычно узорный. Шел на подкладку рукавов, на очень дорогие статусные одежды.
Тафта – тонкая и мягкая шелковая материя, которую производят, как с полотняным, так и с саржевым переплетением, различных цветов; преимущественно используется на подклад.
Атлас – плотная и блестящая шелковая ткань, в силу дороговизны чаще всего использовалась для церемониальной и парадной одежды.
«…При вскрытии гробницы короля Италии Бернарда (797-818 гг.) был обнаружен огромный, длиной в тридцать локтей, плащ из белого дамасского атласа с золотыми бордюрами, вышитый по углам золотом и цветным шелком». (Л.М. Горбачева, Костюм средневекового Запада, М., 2000, стр. 47).

Есть упоминания о том, что при поздних Каролингах (до 987г.) некоторые детали облачения для литургии (в особенности головные уборы) шились из малинового атласа.

Обычно, из-за высокой стоимости средний класс использовал шелк мелкими кусочками – на подкладку видимых отворотов одежды – тогда как основная часть одежды была подбита льном.
Целиком шелковые подкладки в основном носили женщины.

Средневековый шелк был не обязательно тонким и струящимся, он бывал и плотным, тяжелым. Образцов таких тканей сохранилось множество, в т.ч. узорной златотканой и сребротканой парчи. Первоначально такой шелк вырабатывался в Византии, мусульманской Испании, Сицилии (есть образцы 12 в.), после и в Италии.

Характерным было использование шелка для белья. Особенно часто такой вариант встречался среди городского населения, поскольку вши и блохи лучше себя чувствуют при высокой плотности населения жертв. Вот и старались все, у кого хватало денег, сделать себе шелковое белье.

Отдельно хочется упомянуть бархат – шелковую ткань на различной основе «с лица ворсистую, а с изнанки гладкую».
Длина ворса у бархата составляла 1,5-2 миллиметра, бархат с более длинным ворсом называли косматым.
Ворс мог покрывать не всю поверхность ткани, а только отдельные участки, образуя узор. Такой бархат назывался рытым. Узор достигалось либо тиснением по уже готовому бархатному полотну, либо рисунок образовывался в процессе ткачества за счет чередования ворсистых и гладких поверхностей. В процессе тиснения на бархат накладывались формы с выпуклым рисунком, которые прибивали ворс. Самый простой из узорчатых „рытых” бархатов – дрогетовый, более сложный с узорами из цветов – травный, или суставчатый.
Разрезной бархат – тот, у которого петельки ворса разрезаны. Если участки разрезанного ворса сочетались с участками не разрезанного в виде петель, такой бархат называли полуразрезным, или вытяжным.
Одним из лучших считался киперный (саржевого переплетения), который по месту производства называли итальянским или китайским.
Бостер – это средний по качеству вид гладкого бархата.
В золотом бархате для создания узора использовали золотые нити.
Двоеморхий бархат- это бархат с ворсом разной высоты ( т.е. две разные высоты ворса ). Рисунок получался как на рытом, только и в “низкой” и в “высокой” частях рисунка ворс был.
Шелковым бархатом особенно славилась Италия. Встречаются упоминания бархата на льняной основе с шелковым или шерстяным ворсом. Есть сведенья о шелковом бархате на хлопковой основе, конец 14 в., археология Лондона (Elisabeth Crowfoot & Frances Pritchard, Kay Staniland, Textiles and Clothing, c.1150-c.1450, стр. 127-128).
Неоднократно упоминался и турецкий х/б бархат, но его существование и допустимость сейчас являются темой горячих споров.
Бархат известен в Европе с 9 века. Начинает широко использоваться приблизительно с 13 века.
Бархатная светская одежда:
1303 г., из описи Рауля де Неля, коннетабля Франции:
две котты из бархата (ii cotes de veluel)
плащ из алого бархата (une cloche de vermeil veluel) с шапочкой (chapel), расшитой его гербами – 60 су – 3 ливра.

1313 г., Англия, тоже из описи:
плащ полосатого бархата (mantel de velvet raie) на белках (menuver).

1307-1308 гг.
robe (комплект верхней одежды) de veluel gramsi, шился для королевы.

В 1302 г. среди одежды английской королевы Маргариты – ‘robe’ из зеленого бархата, состоявший из шести предметов: трех одежд на меховой подкладке (“furred garment”), двух сюрко и плаща.
Горожане часто соперничали со знатью модностью и роскошью одежды, об этом можно судить из завещаний и законах о роскоши.

Так для Испании была характерна борьба с чрезмерным употреблением шелка. В 1348 г. право их носить было оставлено только за королевской семьей (Альфонсо XI Кастильского). Но это слишком суровое ограничение было смягчено указом от 1395 г., разрешавшим шелк всем владельцам верховых лошадей (т.е. высшему сословию).

Во Франции горожанам было запрещено носить мех горностая, белки и некоторые другие виды меха и украшать платье золотом и драгоценными камнями. Известны указы от 1350, 1367, 1380 гг. (все три касаются ограничения употребления ценных мехов; количество постановлений указывает на их бесполезность) и 1387 г.

Первые итальянские указы о роскоши костюма были изданы во Флоренции (1330, 1334 – два указа за один год, 1335). Практику регламентации роскоши быстро переняли все крупные города севера страны, в первую очередь Милан (известен указ 1396 г).
В первую очередь преследовались пулены (длинноносая обувь), шлейфы и глубокие вырезы, открывавшие грудь и спину. Часто ограничивается количество одежд из шелка и бархата, которое могло находиться в распоряжении одного человека.

Если были законы, значит, были и нарушения.

Но, при анализе завещаний упоминание украшений (в т.ч. серебряных и золотых) встречается чаще, чем упоминание одежды из шелковых тканей, из чего можно судить об их цене.

Если говорить о комплексной реконструкции, можно привести следующие классы:

Крестьянский и небогатый городской костюм:

* льняное и суконное домотканое полотно;
* отсутствие украшений, простые пряжки.

Городской и костюм и костюм прилично одоспешенного солдата:
* качественное льняное и хлопковое полотно;
* мануфактурное сукно;
* смесовые ткани;
* бронзовые и серебряные украшения.

Богатый городской и дворянский костюм:
* хорошее льняное полотно (имеется в виду тонкой выделки);
* хлопчатобумажные ткани, например, муслин (самый распространенный материал для головных уборов – чепцов, покрывал);
* шелк (восточный или итальянский; из многочисленных видов шелковых тканей чаще других упоминаются тафта, атлас, парча, бархат);
* камлот (смесовая ткань из шелка с тонкой шерстью);
* хорошо выкрашенное качественное шерстяное сукно.
Спросом

пользовались знаменитые шерстяные драпы из Брюгге. Красные и пунцовые сукна ( т.н. «экарлат»), везли из Фландрии и Бургундии, того же цвета, но дешевле были брюссельские сукна. Из Руана везли черные сукна из Дуэ – зеленые и т.д.;
* меха.
*серебряные и золотые украшения, использование камней. Бронза – богатая.

При реконструкции костюма любого из классов наибольшее значение имеет комплексное соответствие заявленному статусу и региону. Так использование дорогих шелковых тканей в костюме горожанина допустимо, но при соответствии остальных деталей гардероба. К счастью реконструкция сейчас достигла достаточно высокого уровня, и «обедневшие дворяне» и «бархатные крестьяне» становятся пережитками прошлого.

Один комментарий на “Допустимые ткани. Часть 2.”

  1. Flight сказал:

    Неплохо неплохо продолжайте в том же духе.

Оставить комментарий


Nice flor-s
Купить Wild! Поднос деревянный It s Nice to Be размер M Wild and Wolf
pultm.ru
Установка москитных сеток
Электростанции и силовые установки. Продажа и установка каминов
remstroi-okno.ru
Металлолом
Металлолом - спрос и предложение, продавцы и покупатели
sdaylom24.ru
..