Фома Аквинский.

Автор: Selena     Категория: Личности

То, что ты не хочешь иметь завтра, отбрось сегодня, а то, что хочешь иметь завтра, – приобретай сегодня.

Святой Фома Аквинский. 

Влияние на ход истории оказывают не только переломные события, вовлекшие в себя народы и страны. Существует немало примеров, когда жизнь одного человека меняла устрой целой эпохи. О таких людях и пойдет речь в этой рубрике. И первым из тех, чью историю я хочу вам, представить станет Фома Аквинский – средневековый философ, написавший за 20 лет своей интеллектуальной жизни около 10 500 статей, и теолог чье учение в 1879 году папа Лев XIII провозгласил «единственно истинной философией».

На рубеже 12-13 вв. западноевропейская культура получила новый импульс для своего развития. Связано это было, прежде всего, с широким знакомством европейцев с арабоязычным Востоком, столкновение с которым происходили постоянно – во время крестовых походов, в захваченной Испании и т.д. Эта встреча сыграла важную роль в развитии европейской философии. Дело в том, что в арабском мире были крайне популярны учения античных философов, и, в первую очередь, учение Аристотеля. На арабский язык были переведены практически все его сочинения, при этом аристотелевские произведения были подробно прокомментированы арабскими мыслителями, арабские философы опирались на положения Аристотеля в своих учениях.В Европе господствовали идеи Платона, почитавшиеся более близкими к учениям отцов Церкви, в первую очередь, Аврелия Августина. Аристотель же был известен мало и в весьма негативном ключе: его идеи использовали многие христианские теологи, считавшиеся еретиками. Это привело к запрету на распространение и изучение трудов философа. Так, изучение естественнонаучных сочинений Аристотеля и его “Метафизики” было запрещено папскими декретами 1210 и 1215 гг.

Однако аристотелизм постепенно получает все более широкое распространение. На латинский язык переводятся почти все его произведения — сначала с арабского, а потом и непосредственно с греческого языков. И в католической Церкви с течением времени утверждается мнение, что использование системы доказательств истинности христианских догматов с опорой на Аристотеля становится насущной необходимостью, поскольку неоплатонизм не дает ответы на все возникающие вопросы.

В 1231 г. папа Григорий IX обновил декреты 1210 и 1215 гг., но одновременно создал комиссию для проверки аристотелевских произведений. И уже в 1245 г. изучение Аристотеля было разрешено без всяких ограничений, а позднее в 50–60-х гг. XIII в. Рим официально поручает нескольким христианским философам заняться переработкой учения Аристотеля в христианско-католическом духе. Центральное место в этой работе занял Фома Аквинский (1225/1226—1274 гг.).

Фома Аквинский (Томмазо д’Аквино) родился в замке, расположенном в четырех милях от Аквино, в южной Италии. Фома был седьмым сыном графа Ландолфо д’Аквино. В возрасте 5 лет мальчика согласно традиции отдали в бенедиктинский монастыре Монте Кассино. Здесь вскоре стали заметны его выдающийся интеллект и религиозное рвение. Но после девяти лет обучения Фома отправился в университет Неаполя. В это время Аквината начал привлекать доминиканский монашеский орден. Он был основан 25 годами ранее, в 1215 году Домиником де Гусманом. Одной из своих целей своей орден считал посвящение жизни обучению и интеллектуальной деятельности. Таким образом, Фома нашел для себя возможность объединения интеллектуальной и духовной жизни.

Однако его семья была категорически против его вступления в орден. Незадолго до этого умер отец Фомы. Мать Аквина, немка по происхождению, резко против желания сына вступить в орден – ее пугал обет нищеты. Неоднократно семья пыталась препятствовать решению Фомы, однако он добился того, к чему стремился. И в итоге остался в рамках ордена до самой смерти.

Фома был принят в качестве послушника в возрасте 18 лет, через несколько дней после смерти отца. Графиня д’Аквино, не желавшая примириться с решением сына, посла двух его братьев, чтобы они похитили Фому и привезли в крепость Роккасекке. В течение года он пребывал в заточении в башне своего замка, читая Библию и «Метафизику» Аристотеля.В итоге Фома смог бежать благодаря помощи сестры. Вместе со своим духовным наставником – братом Иоанном из Сан-Хулиана – он направился в Неаполь. После завершения его посвящения в послушники, Фома направился в Кёльн для прохождения новициата и изучения теологии; в этот период его наставником был Альберт Великий .
Учение Альберта во многом способствовало возрождению интереса к Аристотелю. (Он был канонизирован в 1931 году, став св. Альбертом, покровителем естественных наук и ученых). Философ был вскоре поражен познаниями двадцатитрехлетнего итальянца. Существует легенда о том, что услышав прозвище «глупый бык», которым наградили Аквината студенты, св. Альберт сказал: «Запомните мои слова, однажды голос этого быка будет раздаваться над всем христианским миром».
В 1252 Аквинат возвратился в доминиканский монастырь св. Иакова в Париже, а четыре года спустя был назначен на одно из закрепленных за доминиканцами мест преподавателя теологии в Парижском университете. Он приехал в Париж, но поскольку в 1252 году ему было лишь 26 лет, в столице Франции его не хотели принимать, как слишком молодого.
В парижском университете доминиканцев представляли две клики профессоров, а францисканцев только одна. Остальные должности занимали мирские учителя, не посвященные в духовный сан, которые проникались все большей враждебностью в отношении монашествующих учителей. С одной стороны они скрывали тот факт, что профессора живую на милостыню, с другой – им было досадно, что лекции доминиканцев и францисканцев собирают большие аудитории, чем лекции светских учителей.

Мятежи сопровождались слишком большим насилием, и папа решил, что нужно вмешаться. Фому выбрали защитником нений его ордена. Одновременно с этим он написал несколько работ, например «Сумму против язычников». Она была передана одному из доминиканцев – другу Фомы, обеспокоенному ситуацией с маврами в Испании. Позднее он стал известен как святой Раймонд из Пенафорта.

В 1259 году Фому призвали ко двору понтифика, и посвятили в сан главного проповедника. Он стал советником папы. Там же он завершил «Сумму против язычников». Этот трактат предназначался не для студентов-теологов, а для тех, кто должен был в процессе общения обсуждать вопросы веры с нехристианами. В этом состоит основное отличие от самого зрелое и самого знаменитого сочинения – “Суммы теологии” (Summa theologiae), которая так и осталась незавершенной (после 6 декабря 1273 Фома уже не имел возможности писать). В этом монументальном синтезе христианской мысли Фома осуществил свое намерение «кратко и ясно изложить то, что относится к священному учению… для наставления начинающих», тщательно рассмотрев вопросы, касающиеся «Бога, пути разумных существ к Богу и Христа, который, по Своему Человечеству, есть наш путь к Богу». К этому же периоду относится и написанное в жанре quaestiones disputatae (спорных вопросов) сочинение «О могуществе Бога» (De potentia Dei).

«Суммы теологии» состоит из трех частей. Первая – bilingua – написана на двух языках (английском и испанском) и состоит из 16 томов. Первая часть рассказывает о Боге, вторая – о человеке, а третья часть (собственно, теологическая) о воплощенном Боге на земле.
В «Сумма теологии» Аквинат крайне сдержанно обращается к примерам авторитетных личностей, и, более того, только к тем, которых признают и принимают антагонисты христианского мировоззрения.

В конце 1268 года Фома был вызван в Париж – ему предстояло возглавит профессорский состав в отделении для иностранных студентов. Ситуация была напряженной: с одной стороны светские учителя продолжали активные протесты против духовных учителей, с другой стороны возникла необходимость в противостоянии новейшей форме аристотелизма – латинскому аверроизму, названному так в честь западноарабского философа Аверроэса. Данное течение стало достаточно популярным, несмотря на то, что излагало доктрины не совместимые с христианским учением. К 1272 году относится написанный Фомой в резкой полемической форме трактат «О единстве интеллекта против аверроистов» (De unitate intellectus contra Averroistas). В том же году Аквината отозвали в Италию для учреждения новой школы доминиканцев в Неаполе. Здесь он продолжил работу над «Суммой теологии».

В 1273 году в день святителя Николая отец Томмазо служил мессу, и ему было настоящее откровение, не то видение, которое можно описать словами. После этого он перестал писать и диктовать. На упреки Фома отвечал: “Мои труды окончены. После того, что мне было открыто, все мои писания кажутся мне всего лишь соломой”. Зимой он заболел. Хотя ему было еще не было 50 лет, годы напряженной работы не могли положительно сказаться на его облике и здоровье. Аквинату оставалось жить только несколько месяцев.
Фома скончался 7 марта 1274 в цистерцианском монастыре в Фоссанова по пути в Лион, куда он был приглашен папой Григорием X в качестве консультанта Лионского собора. 11 апреля 1567 он был провозглашен учителем церкви.
Уже после смерти ему был присвоен титул “ангельского доктора”, а 1323 г. за свои великие заслуги перед Церковью Фома Аквинский был признан святым. Его канонизировал папа Иоанн XXII. Одно из обязательных требований для канонизации в христианстве являются доказательства того, что святой при жизни совершал чудеса. Фома при жизни не сотворил ни единого чуда, поэтому папа заявил, что каждая статья в «Сумме теологии» является чудом и таким образом юридически узаконил канонизацию.

Первоначально датой поминовения был выбран день смерти – 7 марта. Однако на Втором совете в Ватикане эта дата была изменена, поскольку часто выпадала на Великий пост. Дату перенесли, и теперь день святого Фомы празднуется 28 января.

Оставить комментарий


Проекты каркасных бань
Где дешевле Проект бани? Я нашел здесь
sauna3d.ru
Бесплатная консультация адвоката по телефону
бесплатная консультация адвоката по телефону
yuvokon.ru
жидкость для электронных сигарет
altnikotin.ru
..