История Геральдики. Часть 2

Автор: Selena     Категория: Геральдика


С конца XIII и в течение XIV веков геральдика проникает во все области общественной жизни, а геральдическая терминология становится общеупотребительной в культурных слоях общества. Геральдика входит в моду в литературе, искусстве, быту. Гербы появляются повсюду, начиная с рыцарских доспехов и кончая ошейниками любимых собачек. Вернувшиеся из крестовых походов рыцари начали, подражая роскошным одеждам восточных правителей, носить особые гербовые одеяния, соответствующие по расцветке своим гербам и украшенные вышитыми гербовыми фигурами и девизами. Прислуга и оруженосцы получают одежду с гербом своих господ, обыкновенные дворяне надевают платье с гербами своих сеньоров, знатные дамы начинают носить платья с изображениями двух гербов: справа – герб мужа, слева – собственный. При французском короле Карле V Мудром (1338-1380) в моду вошли одежды, раскрашенные наполовину одним, наполовину другим цветом – ми-парти. От дворян и их оруженосцев эта мода перешла к представителям городских сословий. Таким образом, геральдика становится важной составляющей культуры Западной Европы.

 

Рыцарским турнирам герб обязан не в меньшей степени, чем крестовым походам. Турниры появились до крестовых походов. Во всяком случае, имеется упоминание о воинских играх, происходивших в 842 году в Страсбурге во время переговоров Карла Лысого и Людовика Немецкого. Вероятно, турниры оформились во Франции в середине XII века и затем распространились в Англию и Германию. В некоторых хрониках изобретателем турниров называется французский барон Г. де Прелли, но, скорее всего, он только разработал первые правила для турниров.

 

Так же, как и щиты рыцарей, попоны лошадей имели геральдическую раскраску. Следует сказать ещё о двух важных деталях. Рыцаря должно было быть хорошо видно сверху, с трибун, особенно во время общей схватки. Вот почему появились (или во всяком случае широко распространились) упомянутые уже навершия – укреплявшиеся на верхушке шлема фигуры, изготовленные из лёгкого дерева, кожи и даже из папье-маше (позднее – из более дорогих материалов). Знаменитый германский странствующий рыцарь XIV века Ульрих фон Лихтенштейн, принявший участие в нескольких турнирах одетый как легендарный король Артур, ввёл моду на сложные навершия: он носил шлем, украшенный фигурой Венеры, в одной руке держащей факел, а в другой – стрелу. Палатки или шатры, в которых рыцари готовились к состязаниям, хранили оружие и отдыхали в перерывах между боями (такими же палатками пользовались в походах крестоносцы), в дальнейшем также найдут отражение в искусстве геральдики – они превратятся в геральдическую мантию и шатёр “сень”.

 

В Европе к участию в турнирах допускались исключительно лица благородного происхождения. В Германии требования были более либеральны: иногда, чтобы получить разрешение, достаточно было сослаться на предка, принимавшего участие в рыцарском турнире. Можно сказать, что главным пропуском на турнир был герб, доказывающий высокое происхождение владельца и его положение в родовой иерархии. Для знатоков, каковыми были герольды, предъявленный герб содержал всю необходимую информацию.

 

Герольды систематизировали знания о гербах, выработали общие принципы и правила их составления и распознавания и в конечном счёте создали науку “гербоведение” или “геральдику“.

Существует два варианта происхождения терминов “геральдика” и “герольд“: от позднелатинского heraldica (от heraldus – глашатай), или от немецкого Herald – испорченного Heeralt – ветеран, как называли в Германии в средние века людей, имевших репутацию доблестных и храбрых воинов, приглашавшихся в качестве почётных гостей и судей на разные торжества, и, в частности, на турниры. Эти ветераны должны были сохранять обычаи рыцарства, вырабатывать правила турниров, а также следить за их соблюдением.

Французское название геральдики“blason” – происходит от немецкого “blasen” – “трубить в рог” и объясняется тем, что когда рыцарь подъезжал к барьеру, ограждавшему место проведения турнира, он трубил в рог, чтобы возвестить о своём прибытии. Тогда выходил герольд и по требованию судей турнира описывал вслух герб рыцаря в доказательство его права принять участие в турнире. От слова “blasen” происходит и французское “blasonner”, немецкое “blasoniren”, английское “blazon”, испанское “blasonar” и русское слово “блазонировать” то есть описывать герб. Герольды создали для описания гербов особый жаргон (и сегодня используемый специалистами по геральдике), основанный на старофранцузском и средневековой латыни, так как само рыцарство, как и многое с ним связанное – рыцарский кодекс, оружейные разработки, турниры и, наконец, геральдика – берёт начало из Франции, а точнее из империи Карла Великого (747-814), населённой франко-германскими племенами. Большая часть геральдической терминологии обозначается квазифранцузскими, устаревшими словами. В средние века французский язык использовался правящими классами в большинстве стран Западной Европы, так что правила геральдики должны были быть составлены на этом языке.

 

Итак, гербы приобретают всё большее значение в странах Западной Европы. В Англии с XII века герольды пользуются почётом при дворе королей. Эдуард III (1312-1377) учредил геральдическую коллегию, функционирующую по сей день (это учреждение – “The College of Arms” – располагается в Лондоне на Queen Victoria Street). Во Франции Людовик VII (1120-1180) установил обязанности герольдов и повелел украсить геральдическими лилиями все королевские регалии. При французском короле Филиппе II Августе (1165-1223) герольдов начинают одевать в рыцарское платье с гербом владельца и возлагают на них некоторые обязанности на турнирах. В XIV в. оформилась трехступенная иерархия “гербовых служителей”: персеванты, собственно герольды и гербовые короли, reges armorum (первоначально “короли герольдов”, reges hyraudorum) – верховные герольды, обычно стоявшие во главе т.н. гербовых марок (фр. marche d’armes; исходно турнирный термин, применявшийся к обширным округам, на которые условно делилось “турнироспособное” население Европы). Звание герольда становиться почётным, в него возводят лишь после какой-либо битвы, турнира или церемонии. С конца XIII века существовал особый обряд посвящения герольда или персеванта – “крещение”, в ходе которого кандидат приносил присягу, а сеньор окроплял его вином (иногда – водой либо водой и вином) и нарекал его должностным именем. Посвященный также получал “эмаль” – изображение герба сеньора для ношения на груди. Парадным облачением герольда обычно служила далматика (табард) с изображением на ней герба сеньора; первыми табардами герольдов были, вероятно, изношенные гербовые котты хозяев. Известны и другие должностные атрибуты, в том числе короны и скипетры гербовых королей. Обязанности герольда делились на три главные группы:

1) на них возлагалось объявление войны, заключение мира, предложение сдачи крепости и тому подобное, а также счёт убитых и раненых во время битвы или турнира и оценка доблести рыцарей;

2) они обязаны были присутствовать на всех торжественных церемониях – на коронации или погребении государя, при возведении в рыцарское достоинство, торжественных приёмах и т.д.;

3) на них возлагались чисто геральдические обязанности – составление гербов и родословных.

 

Труд герольдов оплачивался очень хорошо, существовала традиция не отпускать присланного герольда без подарка, чтобы не проявить неуважение к приславшему его государю.

 

Каждое государство делилось на несколько геральдических марок, бывших под наблюдением одного “оружейного короля” и нескольких герольдов. Например, Франция в 1396 году делилась на восемнадцать таких марок. В Германии в XIV веке отдельные провинции также имели своих герольдов.

 

Весомую долю исторических источников по геральдике составляют изображения гербов на отдельных предметах и сооружениях. Обширный пласт геральдического материала запечатлен в хрониках, поэмах и т.п. Наиболее специфический тип геральдического источника – сборник гербов, гербовник (фр., англ. Armorial, нем. Wappenbuch), гербовый столбец (фр. role d’armes, нем. Wappenrolle; в узком смысле – гербовый сборник в виде свитка, в расширенном значении – синоним гербовника). Предположительно старейшими памятниками такого рода являются Clipearius Theutonicorum Конрада де Муре (1240-е гг.), содержащий стихотворные описания 73 гербов, и геральдическая часть хроники Матфея Парижского (1244-1259 гг.) с изображениями и описаниями гербов. К 1250-м годам относятся “гербовые столбцы” Glover (Англия) и Bigot (Франция). Датировка и подлинность “гербовника коронации Оттона IV” (1220-е гг.?), сохранившегося в копии XVII в., остаются спорными. А.Р. Вагнером в 1950 г. сформулирован принцип классификации гербовников по типу их составления.

Основные группы гербовников – “событийные” (occasional), объединяющие гербы участников какого-либо события: похода, турнира и т.д.; корпоративные (institutional); “общие”, объединяющие гербы по территориальному признаку (local, provincial) или стремящиеся представить гербы всего мира (general; во фр. традиции термин general прилагается и к локальным, и к универсальным гербовникам); упорядоченные (ordinary), группирующие гербы по принципу сходства форм в гербоведческих целях; маргинальные, т.е. несамостоятельные, составляющие второстепенную часть памятника (например, гербы миннезингеров, иллюстрирующие Гейдельбергскую рукопись). Характерны составные гербовники, в том числе и такие исключительные по информативности и художественному уровню, как гербовник Гельдерна (Gelre), составленный К. Хейненом в 1370-1386 гг. Начинающийся фрагментами “случайного” и маргинального типа (гербовые иллюстрации к стихотворным текстам, гербы павших в битве при Ставерене и т.д.), он продолжается как универсальный, причем гербы собраны по странам и верховным сеньорам. В Гербовнике Золотого Руна, составленном гербовым королем одноименного ордена, Ж. Лефевром де Сен-Реми в 30-е гг. XV в., за гербами кавалеров ордена следуют гербы императора, курфюрстов, государей с их вассалами и подданными. Некоторые из гербовников (общие, корпоративные) создавались и дополнялись на протяжении длительного срока: так, гербовник Арльбергского братства св. Христофора велся с 1390 г. до XVIII в., Бургосского братства св. Иакова – в XIV и XV вв.; позднейшие дополнения есть и в Гельдернском гербовнике.

 

Гербы вносились в гербовники в виде описаний (фр. en Blason) или изображений щитов и замен, иногда рисовались и в полном виде, со шлемами, нашлемниками, коронами. Изображение герба могло также заменяться фигурой персонажа в гербовом убранстве (“одетого в герб”).

 

Датировка старейшего из дошедших до нас геральдических трактатов (трактат Дин, также известный как “De Heraudie”), спорна (1280-1300 гг., по другой версии – 1340-е гг.; сохранился в списке конца XIV в.). Трактат посвящен правилам англо-нормандского блазонирования и отражает профессиональные воззрения герольда.

Спустя столетия после возникновения гербов начинают появляться первые научные работы по геральдике и собственно гербовники, самым ранним из которых, по-видимому, является ” Zuricher Wappenrolle”, составленный в Цюрихе в 1320 году.

 

Во Франции Яков Бретекс в конце XIII века описывает турниры и гербы их участников. Но самым ранним трудом с изложением правил геральдики считается монография итальянского юриста Бартоло, чей “Tractatus de insigniis et armis” был опубликован в 1356 году.

Берри, главный герольд Франции при дворе Карла VII (1403-1461), по заданию короля объехал всю страну, посещая замки, аббатства и кладбища, изучая изображения гербов и составляя родословные старинных знатных фамилий. На основе проведённых изысканий он составил труд “Le registre de noblesse”. После него французские герольды начали вести регулярные генеалогические записи. Аналогичное задание получали от королей в период с

 

Генриха VIII (1491-1547) до Джеймса II (1566-1625) английские герольды, осуществлявшие так называемые “геральдические визиты” – инспекционные поездки по стране с целью переписи знатных семейств, регистрации гербов и проверки их правомочности. Оказалось, что большинство старинных гербов, появившихся до 1500 года, было присвоено владельцами самовольно, а не пожаловано королём. Изобрести простой герб не составляло труда. Ситуация, в которой три не имеющих родственных связей между собою дворянина имели одинаковые гербы, не была редкостью, а лишь доказывала, что эти гербы приняты ими произвольно. Когда на этой почве между владельцами одинаковых гербов возникал спор, каждый апеллировал к королю как к последней инстанции. Примечательно, что когда спор разрешался, дворянин, вынужденный в результате отказаться от своего герба, утешался тем, что самостоятельно изобретал себе новый.

 

В основе городских и государственных гербовпечати феодалов, удостоверявшие подлинность документов, рассылаемых ими из своих владений. Родовой герб феодала, таким образом, переходил сначала на печать замка, а потом и на печать принадлежащих ему земель. При возникновении новых городов и образовании новых государств требования времени и юридические нормы приводили к созданию гербов, либо совершенно новых, не заимствованных из родовых дворянских гербов, а несущих символические изображения, указывающие на местные достопримечательности, исторические события, хозяйственный профиль города, либо смешанных. В качестве примера можно привести герб Парижа, в котором соседствуют корабль и лазоревое поле с золотыми лилиями. Корабль символизирует, с одной стороны, лежащий в самом центре города остров де ля Сите на реке Сене, имеющий форму корабля, а с другой – торговлю и торговые компании, главную составляющую городского хозяйства. Лазоревое поле с золотыми лилиями – старая эмблема династии Капетингов, под покровительством которой находился Париж.

 

 

Наряду с индивидуальной геральдикой, в средневековье получили развитие и другие её направления – городское и корпоративное, в том числе церковное. Городские ремесленники и торговцы создавали гильдии, регистрируемые в качестве “юридических лиц” и снабжаемые соответственно гербами. Было принято, что члены гильдии носили одежду геральдических цветов своей ассоциации – особые ливреи. Так, например, члены лондонской Мясницкой компании носили бело-голубые ливреи, пекари – оливково-зелёного и каштанового цветов, торговцы восковыми свечами носили ливреи бело-голубой расцветки. Лондонской компании скорняков было позволено использовать в своём гербе горностаевый мех, хотя в соответствии со средневековыми нормами этот геральдический цвет мог использоваться только королевскими и дворянскими семействами в знак их исключительности и превосходства. На корпоративные гербы помещались главным образом орудия труда.

 

 

Подобные гербы, называемые гласными – “armes parlantes”, в которых название ремесла передавалось геральдическими символами, получают многие цехи и гильдии. Вот, например, как выглядели гербы цехов Гента, одного из крупнейших ремесленных центров средневековья: бондари изобразили на щите своего герба рабочий инструмент и кадушку, мясники – быка, торговцы фруктами – фруктовое дерево, цирюльники – бритву и ножницы, сапожники – сапог, рыботорговцы – рыбу, корабельщики – строящееся судно. Цех золотых дел мастеров Парижа получил от короля Филиппа VI (1293-1350) герб с изображением королевских золотых лилий, соединенных с золотым крестом и эмблемами их ремесла – золотыми сакральными сосудами и коронами, с девизом “In sacra inque coronas”. Аптекари изображают на гербах весы и ланцет, гвоздари – молоток и гвозди, колёсники – колёса, изготовители игральных карт – символы карточных мастей. Кроме того, в корпоративных гербах встречались изображения святых покровителей соответствующих ремёсел. Французский король Людовик XIII, желая поднять значение купечества, пожаловал шести купеческим гильдиям Парижа гербы, в которых корабль с парижского городского герба соседствовал с символами соответствующих ремесел и девизами.

 

Желающие подражать аристократии богатые горожане пользовались фамильными знаками наподобие гербов, хотя они и не были официальными. Но нуждавшееся в деньгах французское правительство решило обратить распространившуюся моду себе на пользу и разрешило обзавестись гербами всем желающим, но за плату. В результате введения в 1696 году налога на право иметь личный герб казна начала получать значительный доход, так как гербов регистрировалось огромное количество. Но вследствие этого значение гербов во Франции сильно упало – неимоверно расплодившиеся гербы обесценились.

 

Учебные учреждения также столетиями использовали гербы. Университеты часто получали гербы их основателей, как, например, колледж Христа в Кембридже, основанный леди Маргарет Бьюфорт. Итонский колледж в 1449 году получил герб от своего основателя короля Генриха VI (1421-1471), набожного отшельника, чья неспособность править стала одной из причин Войны Алой и Белой розы. Три белые лилии на этом гербе символизируют Деву Марию, в честь которой был основан колледж.

 

Церковь, бывшая крупнейшим феодалом Средневековья, рано начала использовать гербы в практических целях – для идентификации и демонстрации территориальной принадлежности церковных организаций. Гербы встречаются на печатях аббатств и епископов с XII века. Наиболее распространённые символы церковной геральдики – ключи св. Петра, орёл св. Иоанна и другие знаки, символизирующие различных святых, детали церковного обихода, и самые разнообразные кресты.

В Великобритании существуют определённые правила для гербов руководителей церкви, показывающие их статус в церковной иерархии. Например, гербы архиепископов и епископов украшаются митрами (герб папы римского венчает тиара), а на гербы священников более низкого ранга помещаются, в соответствии с их статусом, особые шляпы разных цветов, снабжённые разноцветными шнурами и кистями. Гербом папства в XIV веке стали скрещенные золотой и серебряный ключи апостола Петра – “разрешающий” и “вяжущий”, перевязанные золотым шнуром, на червлёном щите под папской тиарой. Этот герб сегодня является официальным гербом Ватикана, но каждый папа получает свой собственный герб, в котором ключи и тиара обрамляют щит.

На флаге Ватикана изображён малый герб города-государства, в котором отсутствует червлёный щит, но этот цвет перенесён на шнур, связывающий ключи. Очевидно, для флага выбраны цвета ключей – золотой и серебряный.

 

В основе всех государственных гербов европейских стран лежали родовые гербы правящих династий. На гербе Дании – три лазоревых леопарда на золотом поле, украшенном червлёными сердцами – так около 1190 года выглядел герб короля Кнуда VI Вальдемарссона. Наравне с английским этот герб можно считать старейшим европейским государственным гербом. На большом королевском гербе Швеции львы поддерживают щит, а также присутствуют во второй и третьей четвертях щита. Около 1200 года у правителя Норвегии появился свой герб, на котором изображён золотой в червлёном поле коронованный лев св. Олафа, в передних лапах сжимающий боевой топор. Лев финского герба постепенно сформировался к XVI веку. На гербах Бельгии, Нидерландов и Люксембурга также обосновался лев – старая эмблема герцогов Бургундских. На гербе Нидерландов – золотой лев с серебряным мечом и пучком стрел в лапах.

 

Литература:
Galbreath D.L., Jequier L. Manuel du Blason. Lausanne,1977.
Pastoureau M. Traite d’Heraldique. 2 ed. Paris,1993.
Wagner A.R. Heralds and Heraldry in the Middle Ages. 2 ed.
Oxford, 1956.

Словарь средневековой культуры / Под ред. А.Я. Гуревича. Изд-во «Росспэн». М., 2003.

История гербов и геральдики.

 

 

 

 

Оставить комментарий


Междугороднее такси
междугороднее такси
samara-taxi-airport.ru
..