Общая характеристика и послойное описание костюма: головной убор

Автор: Selena     Категория: Материальная реконструкция, Средневековый костюм

С 3/4 14 века в широкое употребления входят головные уборы, полностью скрывающие волосы. Возможно, причиной такой популярности стала эпидемия Чумы (1347-1375гг.), в следствие которой многим женщинам пришлось остричь волосы. Подтверждением данному предположению служат миниатюры 14-15вв. (в частности «Toggenberg Bible», 15в. (№ 41)), а так же найденные остатки фальшивых кос.
Представленный мной головной убор состоит из нескольких слоев:
– Чепец.

Исходя из анализа изображений 13-15 вв. («Biblе Mazarine» (1295 год, Франция, Париж) (№35); «Vincent de Beauvais» (Miroir historial, France, XIVe siecle, Parisi) (№36, 37); «Universitätsbibliothek Graz» (Англия, 1300-1350гг.) (№38); «Codex Vindobonensis» ( 1377-1400гг., Северная Италия) (№ 39,40); миниатюра из Австрийского национального архива в Вене (№17)), а так же чепца св. Бригитты (14в.) (№ 42), можно увидеть отсутствие изменений в крое. Говорить о статусном понижении чепца так же сложно, поскольку на изображении присутствую женщины разных социальных слоев. В том числе в «Biblе Mazarine» есть изображение Юдифи, которая канонически представляется в одеждах знати. Единственным выводом, который можно сделать исходя из анализа источников – на рубеже 14-15вв. чепец не мог быть единственным головным убором знатной дамы. Что не отрицает возможности его использования, как такового.

Изготовленной мной чепец сделан на основе указанных выше источников из тонкого фабричного беленого льна. Использованные швы: “простой рубец” (hemming) и “назад иголку” (back stitch).

– Фальшивые косы.
Одно из первых изображение фальшивых кос появляется в «Luttrell Psalter», (Англия, 1325 – 1335гг.) (№ 43). В «Textiles & Clothing» приведена лондонская археологическая находка (№ 44) – остатки фальшивых кос, сплетенных из ниток, и тесьмы, к которой они крепились. Там же сказано о том, что аналогичные косы могли изготавливаться так же из конских волос или из специально приобретавшихся для этого волос умерших.

   

Существует свидетельство августинца Готшалка Холлена (15 век): «То тщеславная горожанка надевает мужской капюшон, то присборенную дорогую вуаль, то шелковую сетку в три-четыре слоя, то украшает голову золотыми и серебряными шпильками, то использует украшение на лоб (или грудь) или носит вокруг шеи коралловые четки и, наконец, купленные блестящие волосы умершей женщины. Все это необходимо женщине для украшения головы, сто злотых едва ли здесь хватит».

Из этих трех вариантов я выбрала наиболее этичный и эстетичный, на мой взгляд, вариант – конские волосы. Косы крепятся к чепцу и покрывалу при помощи 4 серебряных булавок с головками из жемчуга («Dress Acsessories» (Археология Лондона)).

– Покрывало и венец.
Покрывало изготовлено из тонкого домотканого шелка шириной 95см на основании анализа статуй и мемориальных плит английских семей заданного периода (в частности: Sir Miles Stapleton & Joan Ingham c.1365 (№ 47); Sir Edward & Lady Cerne c.1380 (№48); Sir John Hauley and wives Joanna & Alice c.1408 (№49,50)).

 Венец изготовлен из серебра и инкрустирован 8 кабошонами: 2 сапфирами, 2 рубинами и 4 молочными агатами. Полностью ручная работа, без применения современных технологий.
Сложность классификации заключается в том, что все сохранившиеся мат. источники изготовлены в технике “штамповки“, т.е. собраны из отдельных литых элементов при помощи скоб. Но, все изобразительные источники ( статуи, надгробия, миниатюры, картины с детальной прорисовкой) иллюстрируют обратный пример.
В результате анализа сохранившихся находок и изображений, а так же изучения технологического аспекта изготовления такого рода изделий была сделан следующий вывод.
Дело в том, что изделия, выполненные штамповкой – сложные короны, со множеством мелких витых деталей. Создать такую вещь вручную, отдельно работая над каждым ее элементом – очень серьезная, почти титаническая задача. Поэтому, техника штамповочного литья в данной ситуации полностью себя оправдывает.
Напротив, такие обручи легко делаются вручную, поскольку основа здесь достаточно простая. Литье отдельных элементов и последующее их скобирование бессмысленно – работы будет больше, а изделие будет иметь довольно грубый вид, т.к. почти нет камней, отвлекающих внимание от швов.

Оставить комментарий


Аренда мини погрузчика рязань
Аренда спецтехники экскаватора погрузчика JCB и минипогрузчика BOBCAT
спецтехника-рязань.рус
Насос цнс расшифровка
Насосы, насосные агрегаты. Промышленные и бытовые насосы
kron-pump.ru
Ремонт квартир в самаре недорого
Ремонт квартир быстро и качественно. Низкие цены
otdelka-sam.ru
..