Подкладка в костюме Позднего Средневековья.

Автор: Selena     Категория: Средневековый костюм

 Реконструкция костюмов, имеющих датировку ранее второй трети 15 века – задача сама по себе весьма трудоемкая. Точность и реалистичность изображений, позволяющие при анализе одной картины получить данные об интересующем предмете гардероба (будь то состав ткани, или специфика кроя) придут в изобразительное искусство лишь с началом Ренессанса. Миниатюры же более ранних периодов – крайне шаткая опора для такого рода выводов. Конечно же, не стоит упускать из внимания два других вида источников.


Но дело в том, что на данный период археологических предметов одежды сохранилось не много, и большинство из них могут рассматриваться только при учете их специфичности. Так, к примеру, артефакты Херйолфснеса (Гренландия, 13-15 вв.) скорее добавляют вопросы, чем дают ответы на них. Пропорции котт довольно нестандартные (так, к примеру, Н. 38: длина окружности талии 98 см, подола 342 см, в то время как длина изделия спереди всего 125см). При этом износ нитей по линии швов говорит о том, что платье было плотно подогнано по фигуре. Однако останки людей в захоронении по строению скелетов отличаются от предполагаемых параметров, что позволило ученым сделать вывод о передаче обнаруженной одежды этим людям прежними ее хозяевами. Ни на одной из найденных предметов одежды подкладки обнаружено не было, на основании чего были выдвинуты две теории:

– подкладка была из материала, более подверженного разрушению, чем шерсть, из которой изготовлены сами котты. Так процесс разложения льняной ткани составляет крайне малый срок, поскольку материал изготовлен из растительного сырья, более подверженного разрушению, чем шерстяные материи.

– подкладка была изготовлена из более ценного материала (меха) и к моменту износа платья была удалена и использована при изготовлении другого предмета одежды. Вторая теория является более популярно среди исследователей, поскольку соответствует климатическим условиям острова и объясняет столь нестандартные параметры своих владельцев.

Ничуть не проще обстоит ситуация и с другим сохранившимся артефактом – Золотым платьем королевы Маргариты (Queen Margareta’s Golden Gown (Дания, ок. 1410г.)). Я подробно рассказывала об этой находке в одной из прошлых статей. Сейчас напомню только несколько фактов:

Специфика швов и износа ткани позволяет говорить о том, что платье будущей королевы впоследствии не перешивалось. Само платье сделано из золототканой парчи с грунтом из красного шелка. Верх платья от талии подшит грубым льном. Ниже талии подкладки нет. Ворот платья дополнительно подшит тем же льном. Наиболее интересным здесь является то, что какое сочетание тканей опровергает требование об отказе ото льна в дворянском комплекте, как слишком «бедного» материала. Однако существует предположение о том, что столь необычный (частичный) подбой платья возник вследствие того, что тонкую парчу необходимо было укрепить в особо «проблемных» местах, чтобы в дальнейшем была возможность подбоя платья мехом. Однако, как уже было сказано выше, платье впоследствии не изменяли.Более благодатным в этом плане является платье (бриаль) донны Терезии (Испания (Замора), 1307г.)

Из шелковой тафты голубого цвета. Длинный, с вырезом в форме окна и застежкой спереди до груди. Не приталенный, верх и юбка цельнокроеные. Он увеличивает ширину юбки за счет больших клиньев. Рукав длинный со швом с внутренней стороны, заужен к запястью. Бриаль полностью набит волокнами шерсти и хлопка. Подбит льняной тафтой того же цвета. Для удержания ваты ткань простегана вертикальным мотивом, на манжетах мотив формирует листья. Горловина и манжеты застегиваются мелкими пуговицами из той же ткани.

Это едва ли не единственный предмет «гражданской» одежды Европы Позднего средневековья, дошедший до нас целым. Его изучение дают нам ответ на два наиболее насущных вопроса о специфике подклада. Во-первых, тканью подклада (как, отчасти, и в случае Золотого платья) является лен. Более того, льняная тафта – ткань, плетение которой относится к «статусным», что полностью опровергает восприятие льна, как ткани исключительно низших сословий. Вторым, и не менее важным фактом, является возможность анализ кроя подклада. Но этот вопрос требует небольшого отступления.

 

Как я уже говорила в начале статьи, изображения, позволяющие проводить изучение предмета гардероба без привлечения других видов источников, появляются только со второй трети 15 века. Очень часто данные предметы иллюстрирую достаточно необычный способ подбоя изделия: сперва полностью сшивался костюм, а уже после к его деталям отдельно пришивалась подкладка. При этом на изнанке видны широкие полосы лицевых швов. Сложно с уверенностью сказать в какой момент возник такой способ подбоя ткани, однако платье донны Терезии демонстрирует другой способ. В случае этого предмета одежды подкладка представляет собой полностью продублированную лицевую часть бриаля и соединяется с ней изнанка к изнанке. Это позволяет предполагать, что отсутствие «разделительных полос» на подкладке на ранних изображениях – иллюстрация именно этого типа подбоя, а не просто недосмотр художника, поскольку в изображениях 13-14 веков в тех случаях, когда цвет изнанки отличается от основного цвета платья, примеров прорисовки изнаночных швов не встречается.

В заключение хотелось бы сказать несколько слов о самом материале подкладки. Как можно было заключить из вышесказанного, лен в рамках (даже дворянского комплекта) не является «бедной» тканью, и может быть использован при создании любого социального статуса (правда, с учетом специфики его выделки). Тех же выводов о шелке сделать нельзя, поскольку существует вероятность завышения стоимости предмета одежды. К данному моменту среди научных материалов крайне мало свидетельств об использовании шелка в качестве подкладочной ткани. Исключение составляют обширные примеры частичного его использования на тех участках одежды, которые были видны при ее ношении. Такой частичный подбой позволял создать иллюзию использования дорогой материи в рамках всего предмета. Нарративные же источники интересующего периода материал подклада упоминают крайне редко. Из известных мне примеров такие упоминания встречаются только в случаях подбивки изделия мехом.

Оставить комментарий


Как выбрать шлем для мотоцикла
Энциклопедия советов в рубриках как сделать и как выбрать
motolikbez.ru
Бесплатная диагностика ricoh
бесплатная диагностика ricoh
at-tex.ru
Нижегородмебель и К
Нижегородмебель и К
nizhegorodmebel.ru
..