Посуда Высокого Средневековья.

Автор: Selena     Категория: История

Тема настолько же непростая, как и костюм. И причины сомнений в ней те же самые: все виды источников дают разную, зачастую плохо совместимую информацию. Так что говорить о ней, не боясь определенных погрешностей, довольно сложно. Но все же попробуем разобраться.

Как я уже упоминала, существует 3 типа источников: изобразительные (картины, фрески, миниатюры), описательные (завещания, дарственные, счета) и археологические (непосредственные находки). Собственно источники для реконструкции посуды встречаются всех 3 типов. Здесь мы сталкиваемся с уже традиционными проблемами. На изображениях деталям такого рода обычно не придавали особого значения, так что проанализировать технику и материал, использовавшиеся при изготовлении не представляется возможным. В письменных источниках мы встречаем иногда достаточно подробное описание предметов, в т.ч. техники и материала, но визуализация данного предмета опирается в основном на личную фантазию каждого. Археология, пожалуй, самый точный из источников, но и в ней есть свои недочеты. Зачастую довольно сложно определить точную дату находки и социальный класс, которому она могла принадлежать.

И все же, какие данные мы можем проанализировать? На миниатюрах и фресках 14ого века, изображающих богатых людей, чаще всего изображается тонкостенная желтая или позолоченная посуда. Это позволяет предположить, что художники имели в виду металл желтого цвета (золото (позолота) или латунь). В тоже время изображения, датируемые концом 14 – серединой 15 вв. широко демонстрируют посуду темно-серых (практически черных) и напротив светлых тонов. На изображениях обычных людей посуда чаще всего светлая с достаточно толстыми стенками, но понять дерево это или светлая глина достаточно сложно.

Археологические находки, датируемые тем же периодом, достаточно разнообразны. В распоряжении ученых немало предметов, выполненных из драгоценных, богато инкрустированных, металлов и поделочных камней. Но их процент по отношению к остальной посуде, степень сохранности и историческая принадлежность приводят к выводу, что в большинстве своем они были церемониальными, и использовались только в особо торжественных случаях. В тоже время, начиная с последней четверти 14ого века, достаточно частыми становятся находки керамической, богато расписанной посуды. Особо распространены такие находки на территории Франции и Италии. Ее использование так же подтверждается письменными источниками. Так, существует упоминание о заказе геральдической посуды (28 предметов) с гербам Людовика Орлеанского и Валентины Миланской к их свадьбе в 1389 году.

В тоже время в музее Генуэзской крепости хранятся расписные тарелки, датируемые тем же периодом, что позволяет делать предположение о достаточно широком распространении такой посуды.

Германский каталог находок “Бильденикс” включает достаточно большой объем находок керамики, датируемой концом 13 – концом 14 вв. Наиболее часто встречаются “политые” глазурью предметы. Т.е. глазурь заливали в готовое обожженное изделие так, чтобы она полностью покрыла его внутреннюю часть, излишек же выливался назад, оставляя характерные подтеки на внешней стороне предмета.

Не редко находят предметы, относящиеся к Высокому Средневековью, изготовленные из непокрытой глины. Но здесь есть довольно тонкий технический момент: обожженная глина очень сильно впитывает воду и без покрытия использоваться не может. Соответственно нельзя говорить о посуде такого рода. Но, при анализе современных техник (естественно ручного, а не фабричного производства), можно составить определенную гипотезу. Дело в том, что помимо глазуровки, существует еще несколько т.н. “органических” техник непосредственно для обработки посуды. Основной принцип технологий заключается в нанесении тонкого слоя жиросодержащих продуктов (априори молока или сала) и последующем низкотемпературном обжиге (порядка 100 градусов, в то время как предварительный обжиг глины 900-1200 градусов). Это предотвращает впитывание глиной воды. Косвенно эта теория подтверждается изображениями темной (от светло-серой до черной) посуды. Причина, по которой эта техника не подтверждается археологией, проста: органическое покрытие разрушается крайне быстро. Соответственно такого рода находка будет демонстрировать непокрытую (“голую”) глину. Себестоимость такой посуды ниже, чем глазурированной. Поэтому вероятнее всего ее использовали классы низкого-среднего достатка.

Оставить комментарий


..