ПОЯС В КОСТЮМЕ СРЕДНИХ ВЕКОВ (к вопросу эволюции)

Автор: Rhiamon     Категория: Средневековый костюм

Средневековье, особенно в эпоху, которую принято именовать Темными веками, предъявляло особые требования к костюму и его отдельным частям. Понятие моды до появления кроя в начале XIV века было безотносительным к одежде. Богатство означало зачастую лишь то, что у человека была крыша над головой и еда на столе; показательным примером служит тот факт, что еще в XII веке в зимние месяцы голодать случалось даже иерархам церкви. Лишних вещей в быту и гардеробе не существовало в принципе; каждая вещь имела свое место в жестко структурированном мире. Предметы ценились не за красоту, а за функциональность, за помощь в выживании, и тогда украшения были даром человеку какой-либо вещи. В первую очередь это было оружие, а затем – пояс, на котором носили оружие.

В этой связи чрезвычайно показателен следующий факт: в Англии начала Столетней войны импортные ювелирные изделия стоили чрезвычайно дорого, и чтобы не расточать и без того скудные ресурсы страны, Эдуарду III приходилось прибегать к грозным ордонансам, регулирующим допустимое качество и количество украшений в костюме своих подданных. Ордонанс не касался двух главных предметов мужского облачения тех лет, символов гордости и достоинства – рыцарского пояса и ножен для меча. Их позволительно было украшать без ограничений.

Особое отношение к поясу и мечу нашло свое отражение в поэтических сказаниях, относящихся еще к IX-XI вв.:

Заказан графом пояс для себя,
Красив тот пояс и на вид богат,
Мир лучшего не видел никогда:
Каменья дорогие без числа
На пряжке золотой огнем горят…

Пояс всегда был предметом сакральным: он окружал человека, как защитный круг. Интересно, что пояс на нижней одежде считался вообще неприкосновенной вещью; пояс-вздержка на брэ – браер – был эквивалентом мужской силы, и если в семье верховодила женщина, говорили, что она носит браер. Лишь в более позднее Средневековье из «защитника и помощника» превратился в объект вестиментарной моды, который видоизменялся в зависимости от пристрастий заказчиков.

Если попытаться типологизировать пояс средневековья, то, помимо гендерной принадлежности, можно выделить функциональное назначение и сословную принадлежность: монах или крестьянин могли обойтись простым шнуром-кордельером, рыцарь – только приличествующим ему особым поясом (опоясывание являлось, соответственно, неотъемлемой частью посвящения в рыцари или инвеституры). Пояса отличались способом соединения – это могла быть пряжка (более дорогой, но более надежный способ) или узел; материалом исполнения – ткань, плетение или кожа, декором – шитье или художественный металл.

Традиционной и наиболее распространенной считается следующая форма: узкий кожаный ремешок с минимумом декора на пряжке. Его носили все сословия, и мужчины, и женщины, с некоторыми различиями в манере ношения. Пояс использовали для ношения кошелей и сумочек, мастера привешивали инструменты, богобоязненные прихожане – розарии, а грамотные богобоязненные прихожане – молитвенники.

Но встречаются и весьма затейливые варианты, достаточно взглянуть на скульптуры Королевского портала Шартрского собора. Как правило, это тканые, богато украшенные пояса, причем декор создавался как вработанными металлическими нитями (битью или крученым золотом), так и нашитыми металлическими украшениями из золота, серебра, серебра с позолотой или более дешевых металлов. Способы закрепления на талии также могли быть весьма занятными.

Для примера можно взять, скажем, XIV век в Англии. Разнообразие поясов уже поражает. Знать носит пояса на бедрах (hip-belt), особенно это заметно по изображениям рыцарей. Ордонанс Эдуарда III, как было сказано выше, не коснулся ни фасона, ни декора, рыцарские пояса носят широкими, украшенными плакетками и ажурными пластинками ювелирного качества, как правило, закрепленных на кожаном основании. Легко заметить, что свободный конец у такого пояса уже не свешивается. Дамы носят пояса также ниже талии, иногда – подобные рыцарским по фасону, иногда – вполне традиционного вида.

К этому же времени относятся найденные в Лондоне тканые пояса. Их ассортимент равным образом отличается по использованным материалам – шелк с золотными и серебряными нитями, смесовые нити, камвольная шерсть. Ткали их на специальных станках при помощи «табличек» – специальных дощечек с продетыми в 4 отверстия нитями (они играли роль бердо). Очень частым сюжетом является изображение благородных дам (в т.ч. королевской крови) за тканьем поясов, что позволяет судить о достаточно высоком статусе и популярности тканых основ.

Понятно, что тканые пояса в подобных случаях часто требовалось продублировать. Металлические нити сами по себе придавали поясам жесткости, однако в зависимости от стоимости и предназначения пояса с изнанки подшивали дополнительное укрепление: чаще всего ленту из конского волоса. К тому же, чтобы поместить на пояс пряжку, требовалось концы укрепить накладками, чаще всего кожаными. Стоит особо отметить, что подобные пояса, сотканные на «табличках», использовали и как рыцарские: благодаря «заработанным» краям такая лента была крепче скроенной; среди исторических примеров можно назвать пояс инфанта дона Фернандо де ла Серда (ум. 1275), украшенный жемчугом, сапфирами и эмалевыми пластинками, а также пояс из погребения Черного Принца, хотя из его драгоценного убранства осталось очень мало.

Позднее Средневековье вводит в обиход еще более вычурные варианты поясов, но – женских. Это шелковый «бургундский» пояс, явный преемник поясов, сотканных на «табличках», который носили зачастую с пряжкой на боку или на спине, так чтобы очень длинный, широкий свободный конец свешивался до пола, либо наоборот – конец едва выходил за пряжку, и широкая лента пояса охватывала талию наподобие корсета. Так средневековый «girdle» из пояса превратился в прообраз каркасной одежды.

Другой вариант – это пояс с медальонами, напоминающий застежки для плаща из более раннего времени. Его застегивали при помощи стяжки, не наглухо, привлекая внимание к разомкнутому кольцу пояса, к драгоценным крупным медальонам.

С конца XV века в женскую моду начинает входить корсет, и постепенно изменяется сама конструкция костюма, пояс перестает играть свою особую, поддерживающую роль. Равным образом изменяется роль пояса в мужском костюме, где рыцарский пояс постепенно эволюционирует в перевязь.

Использованная литература:

Песни о Гильоме Оранжском.

– М.: Наука, 1985; Горбачева Л.М. Костюм средневекового Запада.– М.: ГИТИС, 2000; Scott M. Medieval Dress & Fashion.– London, British Library, 2007; Crowfoot E., Pritchard F., Staniland K. Textiles and Clothing. 1150-1450.– London, The Boydell Press – Museum of London, 2001; Norris H. Medieval Costume & Fashion. – N.-Y., Dover, 1999.

Метки: , , , ,

Оставить комментарий


Интернет магазин Apple store
В продаже - магазин, цены ниже! Неликвидные остатки
gmstore73.ru
Аренда автомобиля в петропавловске-камчатском
База данных по аренде квартир
prokatavto001.umi.ru
Nobelbiocare catalogo
nobelbiocare
nobelbiocare.su
..