Пояс-замок.

Автор: Selena     Категория: Материальная реконструкция, Средневековый костюм



Традиционно реконструкция – это воссоздание материальных ценностей выбранной эпохи. Поэтому, как и в других аналогичных областях, здесь интересно в первую очередь те аспекты, которые пока мало изучены. Прибавите к этому желание индивидуальности и получите прекрасный мотив к поиску новых материалов.

 

Серебряные украшения едва ли не самые популярные в средневековых завещаниях и указах о роскоши. Так в “Нюрнбергских законах о роскоши 14-15 веков” говорится: “наши бюргеры, члены совета, постановили, что запрещается бюргерам, молодым и старым, носить серебряные пояса стоимостью больше чем в полмарки* серебром.” (Цит. по Немецкий город в XIV-XV вв.: Сб. материалов / Пер. В. В. Стоклицкой-Терешкович.) М. 1936. С. 161.)

В “Dress Acessories” среди археологических находок упоминаются пояса, где медные накладки чередуются с оловянными (иногда оловянные с примесью свинца). Там же сказано, что последние использовались для имитации серебра на поясе.

 

Среди находок, относимых к гардеробу знатного сословия, чаще всего встречаются украшения из чистого, либо позолоченного серебра. В качестве примера можно привести пояса Фернандо де ла Серда (серебро с эмалью), Эрика Померанского (позолоченное серебро) и пояс из клада Кольмара (позолоченное серебро). Золото встречается реже и используется в основном для изготовления мелких изделий: аграф, колец и фибул.

 

В качестве самого популярного декоративного элемента выступает жемчуг. Собственно ни одна картина 15ого века не обходится без него.  

Пояса были самым популярным элементом костюма, указывающим на статус владельца. В мужских поясах помимо стоимости материалов значение имела длина. Женские пояса сильно изменялись под влиянием моды, поэтому основным показателем статуса был материал.

 

Сейчас в реконструкции широко распространены пояса на кожаной основе. Стоит заметить, что это не совсем верно. Методы выделки кожи в Средневековье сильно отличались от современных, и  возможности выделывать кожу толщиной несколько миллиметров (сейчас такая кожа носит название «чепрак») не было. Существует распространенная мнение, что поясные накладки использовались для скрепления нескольких слоев кожи между собой, что делало пояс более прочным и долговечным.

Однако на протяжении всего Высокого Средневековья существует мода на тканые пояса. Собственно 3 пояса, приведенные мной выше, имели в своей основе шелковую тканую полосу. На протяжении всего 15 века бархат – самый популярный материал среди знати. Существует огромное количество примеров поясов, сшитых из полосы бархата.

 

С конца 14ого века в моду входят женские пояса-замки. Самое раннее имеющееся у меня  изображение датируется 1375-1382. Позднее он встречается на протяжении всего 15 века, но достаточно редко в сравнении с остальными вариантами поясов. Что характерно: все дамы, изображенные с поясами-замками, явно относятся к состоятельным классам, что позволяет судить об определенной статусности  таких поясов.

 

 

Собственно мой вариант реконструкции «замкового» пояса. В качестве основы взят шелковый бархат, сами элементы выполнены из серебра. Пояс инкрустирован 2 кабошоновыми янтарями (Саша еще долго хвастался, что они раньше были в фамильном украшении 1750 года) и 24 жемчужинами.


 

*Одна марка серебра равна 249 грамм

 

 

 

 


 

 

13 Комментариев на “Пояс-замок.”

  1. Келебрант сказал:

    датировка картинки девушки с зеркалом какая?

  2. Selena сказал:

    “Самое раннее имеющееся у меня изображение датируется 1375-1382.”

  3. Келебрант сказал:

    а источник можно глянуть?

  4. Келебрант сказал:

    Кто датирует?

  5. Selena сказал:

    http://www.tforum.info/forum/index.php?showtopic=20930&hl=пояс*
    Все, чем могу помочь :roll:

  6. Келебрант сказал:

    Спасибо)

  7. Terry сказал:

    Катюш, я бы всетаки назвала это не реконструкцией, а версией.
    Во-первых, потому что насколько вижу у тебя бархат магазинный, а он с вискозным ворсом
    Во-вторых, судя по отсутсвию в статье ссылок на археологические источники (хотя бы застежек) ты делаешь реконструкцию по внешнему виду.
    Так что ИМХО- версия (а как бы не стиллизация)

  8. Selena сказал:

    Терри, я во всем за (и в вопросах использования только изобразительно-описательных находок + работ по теме, и в наименовании “версия”) :)
    Кстати, а есть вообще археология поясов-замков?
    НО! Бархат 100% шелковый! Т.е. и ворс и основа 😛
    Для аналогии в “Брависсимо” был шелковый бархат с вискозным ворсом по 350 р/м (с учетом скидки), этот из “Тканей” по 1500р/м.
    Не обижай, пожалуйстO 😥
    Опять же, в вопросах реконструкции платья на ЗЕ Высокого средневековья мы имеем ту же историю, но в более глобальных масштабах. Поясню: из археологии только специфические (нужно пояснять почему?) находки Гренландии (!), а реконструируем мы (позднятники) всю Европу, в т.ч. например Италию. Улавливаешь юмор?
    Получается, реконструкция костюма априори версия (прости за каламбур) 😆

  9. Terry сказал:

    Не бывает в магазинах 100% шелкового бархата, увы. В смысле в России не бывает.
    Просто в “Брависимо” честно пишут “ворс вискозный”, а “Тканях” этот момент опускают, поскольку основа же шелковая. Хотя продавцы, как правило, признаются, если их спросить 😉

    Получается- априори версия :) Но, все же есть простор для маневра. Всетаки археология (особенно на 14-15) не только Гренландия. Однако, такого костюма (или элемента) чтоб прям можно было сказать “реконструкция” я очень редко вижу:)Технически, это слишком сложно. Я понимаю, пуговку отлить или там худ пошить…
    ИМХО не надо бояться слово версия или даже стиллизация.Если она грамотная и обоснованая, то на мой взгляд это в чем-то даже интереснее, чем реконструкция по известным образцам.
    Хотя, конечно, дело вкуса :)

    Замковый пояс, мне кажеться, где-то видела. Как бы не в музее Клюни, но не помню :( Поищу, и если найду- скину сюда.

  10. Selena сказал:

    За скину буду отдельно благодарна! 😳
    Бархат не российский, за паспортом сбегаю на днях 😆

  11. Selena сказал:

    Как и обещала, отписываю:
    Терри, заглянула на прошлой неделе в “Ткани”, радостно перерыли с продавцами кипу бумаг, но “паспорт” бархата нашли – 100% шелковое сырье. К сожалению, фото документа сделать не могу (не по правилам магазина), но все интересующиеся могут повторить процедуру 😉

  12. Selena сказал:

    Касательно изображенной барышни: это фрагмент гобелена “Апокалипсис”, сотканного в 1377г., хранящегося в музее замка Анжер.

  13. Вольда сказал:

    Подскажите пожалуйста, а что за картины представлены в этой статье???

Оставить комментарий


..