Производство хлопковых тканей в Средние Века

Автор: Selena     Категория: Средневековый костюм

Хотя хлопок никогда не являлся самой популярной тканью, и нынешние реконструкторы предпочитают ему лен и шелк, вопрос о его существовании и распространенности в Средневековой Европе был и остается актуальным.

В качестве основы данной статьи Анастасии Рычаговой (ВИК «МиФ», г. Магнитогорск) использован материал доклада из книги “Реконструкция исторического костюма” – сборника материалов Fashion-блока XV Международног фестиваля “Зиланткон”.

Текстильная продукция вместе с сопутствующим производством были важнейшими факторами благосостояния не только сирийских, но и других городов исламского мира. Учитывая разнообразие текстиля, манеры окраски, которые использовались можно говорить об особой «текстильной культуре», появившейся на Ближнем Востоке. Огромный спрос на различные ткани существовал не только при дворах и дворцах, но также и у городского населения, особенно у высших классов. Речь идет не только об одежде, но и о внутреннем декоре помещений, большую часть которого составлял текстиль [13].

Несмотря на свое широкое распространение, немногие образцы текстиля исламского периода дошли до наших дней. Восточные ткани из-за своей ценности срезались со старой одежды и пришивались снова и снова, пока полностью не изнашивались. Дошедшие до нас образцы изготовлены из хлопка, льна, шелка и шерсти и часто окрашены яркими красками. Они демонстрируют хорошо развитые технологи производства текстиля, с помощью которых изготавливались ткани сложных узоров и богатых красок [14].

Мусульманское завоевание Южной Европы принесло хлопковое производство в Испанию, Сицилию и Южную Италию в IX-X вв. [7]. Завоеватели – аль-андалусы – построили превосходную систему ирригации, подобную системам орошения в Сирии и Аравии (некоторые из этих каналов до сих пор текут под Палермо), которая позволила им превратить засушливые равнины в цветущий сад. «Оливки и пшеница всегда росли здесь. Арабы же стали выращивать еще шелковицу, гранаты, апельсины, лимоны, баклажаны, артишоки, тмин, кориандр, бананы, миндаль, хну, вайду, марену, шафран, сахарный тростник, хлопок, рис, инжир, виноград, персики, абрикосы и рис» [8]. Это была поистине сельскохозяйственная революция в средневековом мире [9].

Арабы также первым освоили производство хлопковых тканей на территории Европы. Так как хлопок производился внутри страны, он был достаточно дешев. Арабы первыми на Ближнем Востоке и Европе использовали хлопковые ткани для повседневной одежды. Конечно же, правители и очень богатые люди носили шелка, но остальное население (горожане и сельские жители) носило хлопковые одежды: белое или черное нижнее белье, кафтаны и робы, шали, вуали и тюрбаны. Хлопок использовался для погребальных одежд, постельного белья, скатертей, штор, полотенец и ковриков [7].
Торговля между Аль-Андалусией и Христианским Западом была вялой, по крайней мере, до конца XI в., когда испанские христиане и не начали активную коммерческую деятельность. Андалусские предметы роскоши были вездесущи в христианских королевствах. Документы из Астуро-
Леонесского (Asturo-Leonese) королевства X века, возможно отражающие арабское влияние и вкусы, описывают экзотические ткани и убранство столов: yrake (иракский) хрусталь; огромное разнообразие туник с арабскими названиями (almexía, algupa, adorra, moffarrex, mutebag), скатерти и алтарные покрывала (almuzalla, fazale, barragán, mobatana). Эти ткани были подробно описаны: указывался цвет, качество, стиль, техника исполнения, которые, так или иначе, отражали разнообразные и сложные текстильные производства андалусских городов (например, различными словами описывалась узорная парча – alvexí, morgom; также как и разные стили вышивки –tiraz, hatani) [10]. К XIII в., импорт из Аль-Андалусии и всего исламского мира фигурировал в списке пошлин, так один из грузовых кораблей, идущий вверх по Эбро (Ebro) из Торосы транспортировал хлопок, сахар, кожу, медь, шелк, и различные красители и специи (бразильское дерево, индиго, природный лак, тмин и орегано) [11]. 

Когда христиане отвоевали захваченный мусульманами юг Европы, они получили в качестве трофея хлопковое производство. Все от начальных производств до полностью оборудованных хлопковых мастерских (tiraz) стало собственностью победителей. К концу XII в. христианская Европа освоила секреты хлопковых тканей.

В Сицилию и Северную Италию хлопок импортировался, и вскоре долина реки По стала для европейского хлопкового производства тем же, чем являлась Фландрия для производства шерсти. В XIII в. знания о хлопке распространялись умелыми рабочими по итальянским городам и за пределы долины По. Производство и продажа хлопка были прибыльными, и поэтому города заманивали умелых мастеров, предлагая им инструменты, беспошлинные магазины, беспроцентные займы и права горожанина.

Объем производства легкого и мягкого хлопка для нижнего и постельного белья, летней одежды позволял конкурировать с грубым льном. Конечно, лен был более носким, но не обладал привлекательными визуальными и тактильными качествами хлопка. Качественный хлопок конкурировал с шерстью. Итальянские мастера никогда не производили роскошных тканей мусульманского мира (таких как набивные ткани, узорную парчу). Итальянский хлопок был предназначен для массового рынка.

Из него шили вуали, чепцы, носовые платки, кошели, бельё и женские подушечки, имитирующие беременность [7]. Стеганый хлопок также использовался для изготовления набивных коротких дублетов, впервые появившихся в итальянской моде в XII в. [15].

В Италии также из хлопка производилась такая ткань как фустиан. И хлопок-сырец и фустиан упоминаются в торговой описях из Генуи, начиная с XII в. Торговля фустианом контролировалась и дозволялась по определенным дням в определенных местах. Готовые товары должны были быть не только отмечены печатью местного контролера, но и различаться в зависимости от особой марки самого изготовителя, которые в свою очередь описывались в книгах гильдий. Несколько подобных печатей известны нам из контракта 1383 г. Согласно этому контракт Пьетро Танцио, миланский производитель, платил сто серебряных монет за право использовать печать Пьетро ди Преда (видимо торговца с хорошей репутацией) для маркировки тканей из хлопка. В этого время производили и выпускали различный текстиль из хлопка – белые и крашенные, а также пестротканые ткани.

На французской земле также встречаются упоминания фустиана (“futaines”) в средневековых документах. Это документы с ярмарок в Шампани. Эти ярмарки проводились между четырьмя городами – Труа, Провинсом (Provins), Бар-сюр-Аубе (Bar-sur-Aube), и Лагни (Lagny) – с XII по XIV вв. Купцы из Прованса и Италии встречались с торговцами с севера Франции, из Фландрии и Англии и обменивались товарами. Немецкие торговцы, которые имели собственные представительства и торговые дома в различных городах активно участвовали в этой торговле, также как покупатели из Испании и даже из Акры. Несмотря на то, что шерстяные и шелковые ткани составляли основной объем продаваемых товаров, есть упоминания и о фустиане [12]. 

После Черной Смерти (в начале XIV в.) южная Германия впервые начала массовое производство фустиана в Европе. Немецкие производители закупали хлопок-сырец в портах северной Италии. Ткани, производимые немецкими ткачами, были более низкого качества, чем итальянские. Но они выигрывали в цене и вскоре немецкий фустиан стал доминировать на рынке хлопковых тканей [15].

В тоже время нельзя забывать о восточных тканях, которые можно было найти на рынках Европы. Крестоносцы и пилигримы были только одной гранью европейского вторжения на Восток, другой его гранью были торговцы и предприниматели, чаще всего итальянцы. В этих коммерческих отношениях важной была и торговля хлопком. И хлопок и шелк доставляли морем из Бейрута. Европейцы также загружали суда в Акре, Лаодисии и Джаффе. Венецианские торговцы побывали в первой половине XIII в. в Дамаске. В 1207 г. Маригноли, посланник венецианского дожа, был принят принцем Халеба (Алеппо) сыном Саладина и получил от него разрешение на торговую деятельность. Важнейшими товарами для венецианцев были специи и хлопок (как сырье, так и ткани).

После падения Акры в 1291 г. был некоторый перерыв в торговле хлопком. Между тем не стоит забывать, что хлопок производился и в христианских странах – Армении, Кипре, Сицилии и Италии. Но спрос на сирийский хлопок все же остался, и европейские торговцы не уставали искать новые пути контакта с Востоком. Центром новых торговых маршрутов, связавших в XIII-XIV вв. Дамаск и Европу стали Армения и Кипр. Так в XIV в. флорентийские купцы отправились в путешествие на Кипр и в Армению, чтобы наладить торговые контакты.

В XV в. Венеция заключила торговый договор с султаном Египта и центром торговли хлопка стала Новая Акра (от Акры, основанной христианами, остались ишь руины, в которых предприимчивые итальянцы устроили склады своих товаров) [12].
Мы видим, что на протяжении Средних Веков хлопок не только продавался, но и производился в Европе, поэтому вполне уместно использование его в исторической реконструкции европейского костюма. Конечно же, следует принимать во внимание географические особенности выбранного вами региона – в Италии и Испании хлопок был более распространен и дешев, чем в странах Северной Европы. Подчас также сложно найти современную ткань, которая бы выступала аналогом средневековой, но, надеюсь, в этом поможет вам то описание тканей, которое мне удалось найти в Интернете:

Фустиан (fustian) – грубая крепкая ткань из хлопка или смесовая ткань изо льна и хлопка плотного саржевого плетения. Лицевая сторона этой ткани была ворсистой и мягкой из-за особенностей производства [16]. Ткань имеет дополнительную нить, которую срезают длинными острыми ножами по всей длине ткани, эта дополнительная нить и формирует ворс [17]. Название этой ткани произошло от названия пригорода Каира Эль-Фустат, где он вероятно изначально производился. От названия этой ткани в английском языке появилось прилагательное «fustian», которое переводится как «помпезный», «напыщенный», так как качественный фустиан использовали для изготовления платьев для знати. Современные ткани «произошедшие» от фустиана – это джинс, вельветин, кордирой, молескин [16].

Муслин – хлопковая или смесовая ткань из шелка и хлопка полотняного плетения, часто украшенная вышивкой. Слово «муслин» произошло от названия города Мосул а Ираке, где эта ткань производилась. На протяжении веков Индия славилась своим муслином – особенно два индийских города Масулипатнам (Masulipatnam) Южной Индии и Дакка в Бенгале [20]. Индийский ученый Амир Кхусрау (Amir Khusrau) так описал индийский муслин в 1322 г.: «Трудно описать насколько прекрасна эта ткань; если бы убийца-звезда срезала кожу луны, то и та бы не была столь прекрасна. Сравни ее потоком воды, текущим напротив заходящего солнца. Сотни ярдов этой ткани могут пройти сквозь угольное ушко, настолько она тонкая, но в то же самое время кончик иглы пронизывает ее с трудом. Она настолько прозрачная и легкая, что одежды из нее выглядят как поток чистой воды» [21].

Бомбазин (bombasine) – ткань, производимая из шелка, или смесовая ткань из шелка и шерсти, шелка и хлопка саржевого плетения. Хороший бомбазин имеет шелковую основу и ворсистую утковую нить.
[От французского bobasin от средневекового латинского bambacīnum, хлопковая ткань, от bombax, bombac-, хлопок, от латинского bomb[ymacr]x, шелк, шелкопряд, от греческого bombūx, шелкопряд] [18].

Калико (calico) – простая белая хлопковая ткань полотняного плетения, которая производилась в Калькутте в Индии[2]. Калико тяжелее и грубее, чем муслин. Часто украшена фигурным рисунком, наносимым набивным методом. Рисунок наносился штампом на одну сторону ткани. Краска не всегда была стойкой. И хотя рисунок был четким, он смывался довольно быстро, и требовалось повторное нанесение. В качестве узора использовались геометрические рисунки, а также изображения деревьев, птиц, цветов [19].

Димити (dimity)
– крепкая тяжелая хлопковая ткань рельефного плетения. Производилась в Димиате в Египте, который был в XIII в. захвачен крестоносцами [18].

Использованная литература:

1. Michael P. Garofalo «The History of Gardening: A Timeline From Ancient Times to the Twentieth Century», 2003. (http://www.gardendigest.com/timegl.htm).
2. The Columbia Electronic Encyclopedia, Sixth Edition Copyright © 2003, Columbia University Press.
3. С сайта «Plant Cultures: Exploruing Plants and People» (http://www.plantcultures.org.uk/plants/cotton_history.html).
4. Светлана Беговатова «Хлопок. Вчера, сегодня, завтра…»//Ателье №8, 2003.
5. С сайта «Wikipedia. The Free Encyclopedia». Статья “Cotton”. (http://en.wikipedia.org/wiki/Cotton)
6. Brian Durham «Ancient Textiles as Evidence for Textile Production», 1997. (http://www.unc.edu/courses/rometech/public/content/survival/DeRamus_Durham_Laxton/brian.html).
7. Maureen Fennell Mazzaoui “The Italian Cotton Industry in the later Middle Ages (1100 – 1600)”, Cambridge 1981. (Отрывки можно найти на форуме «LivingHistory.co.uk» по адресу: http://www.livinghistory.co.uk/costumes/forum/xw_475.html).
8. Burke, J. (1985). The Day the Universe Changed. Boston: Little, Brown and Company. (Из статьи Dean Derhak «Muslim Spain and European Culture», 1995-2000 по адресу: http://www.xmission.com/~dderhak/index/moors.htm).
9. Umar Faruq Abd-Allah Wymann-Landgraf «Andalusian Reflections» (http://www.webislam.com/numeros/2000/00_5/Articulos%2000_5/Andalusian_Reflections.htm).
10. Gómez-Moreno, Iglesias mozárabes, pp. 126-129. (Из исследования Thomas F. Glick « Islamic and Christian Spain In the Early Middle Ages» по адресу http://libro.uca.edu/ics/ics3.htm).
11. Miguel Gual Camarena, “Peaje fluvial del Ebro (siglo XII),” Estudios de Edad Media de la Corona de Aragón, 8 (1967), 155-168. (Из исследования Thomas F. Glick « Islamic and Christian Spain In the Early Middle Ages» по адресу http://libro.uca.edu/ics/ics3.htm).
12. H. Wescher «Cotton Growing and Cotton Trade in the Orient During the Middle Ages» из «Cotton and Cotton Trade in the Middle Ages» Ciba Review 64, Basle,February 1948. (http://costume.dm.net.chiba64.html).
13. C сайта «Syrian arts & crafts» (http://www.syriangate.com/texts/textiltext.htm)
14. С сайта « Islamic Art» (http://www.lacma.org/islamic_art/eia.htm).
15. Natalia Tomasovna «Cotton: should I wear it?» (http://us.geocities.com/winters_gate/gk/gkaug97.html)
16. С сайта «Wikipedia. The Free Encyclopedia». Статья “Fustian”. (http://en.wikipedia.org/wiki/Fustian)
17. Статья «Fustian Mills» из книги Lyndon Murgatroyd «Mill Walks and Industrial Yarns» (http://www.mowcop.com/htm/fustian.htm)
18. The American Heritage® Dictionary of the English Language, Fourth Edition Copyright © 2004, 2000 by Houghton Mifflin Company.
19. Словарь текстильных терминов на сайте «Fashion Education» (http://www.apparelsearch.com/glossary_C_1_clothing.htm).
20. K.R.N. Swamy «Reviving the once-famous muslin industry» (http://www.tribuneindia.com/2002/20021019/windows/main4.htm)
21. Статья «History of Fashion» с сайта «Live India Fashion» (http://www.liveindia.com/fashion/History.html).

Приведенные изображения:

1 – Хлопковое растение, как его представил и нарисовал Джон Мандевилл в 14 веке

2 –  Французский торговец тканью. Миниатюра из “Livre des Merveilles” Марко Поло. 1298г.  Bibliotheque de l`Arsenal, Париж

3 – Кельтская набивка, вороны нанесены черной краской на белюй фон. Полагают, что рисунок на фустиане, производимом в Базеле, был схожим, но выполнялся синей краской.

4 – Фрагмент с набивными львами. 10-11 вв. Персия или Иран. Хлопок, другие волокна. Музей Метрополитан, Нью-Йорк.

5 – Набивная хлопковая с фигурками воинов. Белый рисунок на красном фоне. Из Индостана; вероятно 12 век. Найдено в захоронениях Фостата. Коллекция Р.Пфистера, Париж.

6 – Тiraz. Вариант вышивки. Лен и шелк. 7 – начало 9 вв. The Madina Collechion of Islamic Art.


4 Комментариев на “Производство хлопковых тканей в Средние Века”

  1. Юго-Восточный сказал:

    Очень и очень неплохо!!!

  2. Армен сказал:

    И мне понравилось…

  3. FreeRun сказал:

    Большое спасибо. Очень полезная информация

  4. Selena сказал:

    Стараемся 😛

Оставить комментарий


..