Реконструкция мужского костюма (краткий обзор).

Автор: Selena     Категория: Средневековый костюм

Выше я уже приводила краткий перечень составляющих женского костюма. Теперь предлагаю рассмотреть мужской.

 

Говорить о мужском костюме, даже в самом поверхностном обзоре, всегда сложно.  Дело в том, что нюансов в нем гораздо больше, чем в женском. Отчасти потому, что он лучше изучен. И даже, пробегая по нему поверхностным взглядом, замечаешь очень много деталей, не отметить которые нельзя. Начнем по порядку.

Камиза (шемиза) – нижняя рубаха, сорочка. Как я уже говорила, она была обязательным атрибутом любого костюма, вне зависимости от возраста и сословия. Мужская камиза, в отличии от женской, заметно изменилась в 14веке. Предельно сократилась длина: в первой половине века – до середины бедра, во второй – до его начала.
Крой чаще всего прямой с разрезом от начала бедра, иногда вставлялись ластовицы. Рукава могли быть длиной от середины плеча до кисти. Несколько вариантов горловин.

 

Рекомендованный материал – лен. Реже шелк или хлопок.

 

 

 

 

Брэ – нательное белье. Так же были обязательным атрибутом любого костюма, вне зависимости от возраста и сословия. На протяжении 14 века заметна тенденция к сужению и укорачиванию.

Рекомендованный материал – лен. Реже шелк или хлопок.

 

 

 

Шоссы – узкие, плотно облегающие ноги чулки. В мужском костюме были двух типов: основные – длиной до таза, крепившиеся к брэ с помощью шнурков,  и вспомогательные –  длиной до колена, крепившиеся с помощью ремешков. Практически не менялись на протяжении 13-14вв. К 15в стали сшивными. Также были обязательны в гардеробе любого.


Рекомендованный материал – шерсть. Лен –очень нежелательное допущение. 

 

 

 

 

Каль – чепец. Вид головного убора, относимый к разряду белья. Практически неизменная деталь гардероба на протяжении всего своего существования. Достаточно широкие временные рамки использования. Мог носиться самостоятельно  или одеваться под другой головной убор.

Рекомендованный материал – лен. Реже шелк или хлопок.

 

 

 


 

 

 

Котта – нижнее платье. Период существования: 13-14 в. Могла носиться как самостоятельный элемент или как дополнение к более богатому костюму. Котта имела  неприталенный силуэт.

Все найденные археологические источники (Херйолфснес) не имеют подкладки.

 

Рекомендованный материал – шерсть. Лен –очень нежелательное допущение. 

 

 

 

 

Коттарди – нижнее платье 14 века. Сильно видоизменялось на протяжении своего существования. Имело тенденцию к укорачиванию. В отличии от котты часто имело подкладку. Со второй половины 14 века приобрело характерный приталенный силуэт. Имелось несколько вариантов горловины, в т.ч. воротник-стоечка. Могло быть полностью распашным, или застегиваться на пуговицы до середины груди. Рукава так же могли застегиваться на пуговицы.  К концу 14 века в моду вошли распашные приталенные коттарди длиной до середины бедра.

Дело в том, что до нас не дошло ни одного распашного коттарди. Так что единственным косвенным материальным источником для него может служить пурпуэн  Карла Блуа 1360 года.

 

Рекомендованный материал – шерсть. Реже шелк или бархат. Лен –очень нежелательное допущение. 

 

 

Сюрко –  верхнее платье 14 века. Как и коттарди до середины века было неприталенным, с 3\4 начало приобретать приталенный силуэт. <

Также могло иметь пуговицы или шнуровку спереди. Было несколько вариантов рукавов. Самый распространенный – обычный длинный рукав.

Наиболее характерен он для среднего класса. Дворянство и богатые горожане могли рукава более сложной формы. Так для 1ой половины 14 века для сюрко (как мужского, так и женского) характерны рукава-«дудочки», с середины века появляются «языки» – типпесты – сперва цельнокроеные, после пришивные.

Так же были распространены  безрукавные и безбокие сюрко. Они имели неприталенный, расширяющийся к низу силуэт.

Среди дворян было распространено геральдическое сюрко. Оно могло быль любого кроя. Почти всегда это была парадная одежда для особых случаев.

Рекомендованный материал – шерсть. Шелк и бархат – как вариант богатого костюма.

Подклад (обязательно) – лен, шелк, реже хлопок.

 


Упелянд (англ. гоун) – самое верхнее платье. Достаточно дорогая деталь костюма. Появился в 70х годах 14ого века. Также мог иметь пуговицы или шнуровку спереди. Рукава чаще всего широкие или “мешок”. Возможен воротник-стоечка под горло. Мог иметь фестоны или подбиваться/оторачиваться мехом.

 

Рекомендованный материал – шерсть. Шелк и бархат – как вариант богатого костюма.

Подклад (обязательно) – лен, шелк, реже хлопок. Возможен подбой мехом.

 

 

 

 

 

 

 

 

Как обязательное дополнение: пояс, обувь и головной убор. А также плащ, аксессуары и личные предметы быта. О них я рассажу подробнее позже.

 

 

 

3 Комментариев на “Реконструкция мужского костюма (краткий обзор).”

  1. roman сказал:

    Поправь чуток верстку текста, там где “Коттарди” накладывается на картинку.

  2. Selena сказал:

    Эм, у меня все в порядке 😕

  3. vipgod сказал:

    Отличная тсатья, ме нравится, достоно.й

Оставить комментарий


..