Реконструкция женского коттарди по Herjolfsnes no.38

Автор: Selena     Категория: Гильдия мастеров, Материальная реконструкция

Об опыте  реконструкции мужских коттарди я уже писала выше, теперь можно поговорить о самом приятном для девушек в реконструкции – о платьях.

Я уже рассказывала о том, что для меня долгое время женский костюм был темой не актуальной. На все уговоры им заняться я отвечала отказом. Возможно, именно поэтому я так тщательно подошла к разработке своего первого платья, когда этот угол зрения был преодолен.

 

Подробное изучение  гренландских находок я начала во время работы над Роминым коттарди. Первым, на что я обратила внимание, было полное совпадение кроя 38 и 41 Херйолфсньесских находок, хотя первое коттарди принадлежало женщине, а второе мужчине. Популярность такого кроя можно объяснить тем, что он позволяет максимально использовать ткань.

К тому же, меня смутили доводы, приводимые на Тоже Форуме, против использования  «рубашечного» кроя. Несмотря на то, что археология не дает прямых подтверждений его использования в 14 веке, на сегодняшний день он является самым популярным.

 

Здесь стоит заметить, что использование гренландских находок для Европы, в особенности ее южной части, так же далеко не всегда поддерживается экспертами. Принято считать, что  Херйолфсньесские находки архаичны и не вполне соответствуют костюмам центральной и южной Европы.

В любом случае я решила делать платье, опираясь на археологическую находку, только убрав центральные треугольные клинья и приталив силуэт, поскольку эти детали не характерны для конца века.

 

Далее был выбор материала. Использование льна и хлопка для коттарди не подтверждено и не статусно. Шерсть, даже тонкой выделки – материал достаточно теплый. Остается шелк. На сегодняшний день самая распространенная шелковая материя – крепдешин. Но для костюма это полотно слишком тонкое. К тому же самое «капризное». Я думала о тафте, но здесь другая сложность. За счет сильной скрученности нити полотно несмотря на тонкость получается достаточно жестким и дает глубокие редкие складки наравне с плотными материями. На мое счастье в магазине я обнаружила шелковую «плательную» ткань. Из производимых шелковых тканей, она наиболее близкая образцам ткани 13-15вв. К тому же в 14 веке бледно-розовый был достаточно распространен.

 

Новые сложности возникли при раскрое полотна. Как я уже говорила, шелк, пожалуй – самая «капризная» из материй. Он очень сильно

деформируется в процессе раскроя, так что детали, сделанные по одной выкройке, в результате могут довольно сильно отличаться друг от друга. К тому же 100% шелк очень неэластичная ткань, в отличие от шерсти и даже льна. Так что те недочеты, которые шерсть может компенсировать за счет растяжения, шелковое изделие могут испортить бесповоротно.

В процессе сметывания вскрылась еще одна сложность. При стягивании нити образуется небольшие складки, практически незаметные и легко устранимые на шерсти и льне. С шелком сложнее: тонкость нити и специфика плетения делают ткань крайне подверженной деформации, поэтому дефекты такого рода практически не устранимы.

Проще их не допускать.

 

Подводя итог, могу сказать: результаты себя оправдали.

Платье получилось действительно очень близким к изобразительным источникам, чего гораздо сложнее достичь, используя

 

«рубашечный» крой. В общей сложности на работу ушло порядка 2,5 месяцев. Результат: шелковое платье с 8 клиньями, выполненное 3 видами историчных швов, на основе  Herjolfsnes no.38

 

Исходный костюм включает батистовую камизу, шерстяные шоссы, коттарди, шелковое покрывало, обувь и аксессуары: пояс с литыми накладками и серебряный венец. Реконструкторская легенда: замужняя дворянка среднего достатка.         




Cписок использованных ссылок, литературы и изобразительных источников:

1.- Тоже Форум (Гардеробная комната – Запад): http://www.tforum.info/forum/index.php?showforum=8Saeculi XIIITempus magnum: http://www.13c.ru/forum/viewforum.php?f=4

– Some Clothes of the Middle Ages: http://www.personal.utulsa.edu/~marc-carlson/cloth/tunics.html

2.Textiles and Clothing c.1150–c.1450 – Elizabeth Crowfoot, Frances Pritchard, Kay Staniland / The Boydell Press – Museum of London 2001.

– “Some Clothes of the Middle Ages ” by I. Marc Carlson. – “14th Century Garments” By Maggie Forest ( Marienna Jensdatter)

3.

– John of Berry’s Petites Heures, c. 1375-1400.

– «Les Tres Belles heures» — Прекраснейший (Изящнейший) часослов герцога Беррийского. Начат в 1382 г.

 

8 Комментариев на “Реконструкция женского коттарди по Herjolfsnes no.38”

  1. Sophia сказал:

    Вам не кажется что к таким тонким и изысканным тканям использовать суконные шоссы разумно? Благо находок на шелковые предостаточно.
    Все равно что к вечернему платью вязаные носки надеть.

  2. Selena сказал:

    Действительно, подтверждение использования шелка для шосс есть. Но с чисто бытовой точки зрения шелк слишком для них неудобен: из-за неэластичности материи шоссы достаточно проблематично посадить по ноге, к тому же такие шоссы слишком быстро изнашиваются.
    Если мы вспомним, что шерсть тонкой выделки ценилась не ниже шелка и практически не уступала ему в эстетических качествах, будет над чем задуматься 😛
    Хотя Ваша аллегория имеет место быль. :smile:

  3. Oxie L сказал:

    “умру, но на источник не сошлюсь”? )
    у Ваших статей, Екатерина, много мелких недостатков, но отсутствие ссылок на источники, на мой взгляд – недостаток весьма крупный и серьёзный. я бы даже сказала, разрушительный. откуда картинки в статье? где Вы изучали находки? откуда Вы узнали, что именно принято считать в современной археологии? список литературы, ссылки на сайты – в студию!

  4. Selena сказал:

    Oxie L, замечание принято. Сейчас исправлю :smile:

  5. Sophia сказал:

    “из-за неэластичности материи шоссы достаточно проблематично посадить по ноге, к тому же такие шоссы слишком быстро изнашиваются.”
    Почему то это не мешало в 13-15 веках сажать по ноге, а вам мешает.
    Ну а то что они быстро изнашиваются, ну уж вы сами выберете понты или износостойкость. У вас написано сукно, сукно даже очень тонкое, матерьялец не того пошиба к шелковому платью.
    Покажите фотографию ваших шосс.

  6. Selena сказал:

    Cофия, у меня шерстяные шоссы. Простите 😎
    Проблема посадки существует в сравнении с другими тканями, Вы же не станете это отрицать?
    Далее, в вопросе понтов и износостойкости я всегда ищу и рекомендую компромис. Это моя субъективная точка зрения на данный вопрос, и настаивать на своей пречастности к Истине в Последней Инстанции я не стану 😆
    Касательно фото – с удовольствием представлю их в статье “Паспорт костюма” (она уже в разработке, надеюсь завершить ее к концу зимы.)
    Хотя под богатый комплект я планирую новые. Из бомбазина. На мой взгляд – это самый оптимальный вариант: ткань достаточно статусная и в тоже время более износостойкая, чем чистый шелк.

  7. Himera сказал:

    Selena, позвольте вопрос несколько не по теме. Ваш головной убор, с венчиком… Не подскажете, где можно найти на него источник. С ног сбилась, но не нашла, а нужно очень сильно.

    Суважением, Химера.

  8. Selena сказал:

    Химера, доброго дня!
    Простите, если ответ запоздавший. Подробности о головном уборе – http://clubcitadel.ru/obshhaya-xarakteristika-i-poslojnoe-opisanie-kostyuma-golovnoj-ubor/

    С уважением,
    Селена

Оставить комментарий


..