Средневековый текстиль из археологических раскопок в Лондоне. Часть 1

Автор: Rhiamon     Категория: История, Средневековый костюм

Тщательное изучение текстиля, дошедшего до нас из лондонского средневековья, показывает намного больший диапазон методов шитья, чем это может показаться на первый взгляд. В основной своей массе фрагменты 14-го века с определенной степенью уверенности могут быть связаны с предметами одежды. Все же самый факт, что подавляющее большинство этого текстиля представляет отходы, которые попросту выбросили по мере ветшания, делает идентификацию занятием опасным и сомнительным. Соответственно, публикация Притчард, Стэнилэнд и Крауфут, посвященная археологическим тканям средневекового Лондонского Сити, призвана пролить больше света на атрибуцию некоторых фрагментов.141.jpg

Таким образом, благодаря настоящему исследованию некоторые образцы могут быть извлечены из обширного собрания средневековой одежды, найденной в Скандинавии, из обильной коллекции фрагментов одежды Лондона 16-го века, и из более поздних европейских раскопок. На другом конце шкалы находится большой массив сохранившихся средневековых вышивок, где немало вещей собственно английского производства (opus anglicanum), большая часть которых, как полагают, была разработана непосредственно в Лондоне[1]. Эти вышивки демонстрируют высокий уровень мастерства владения иглой, который существовал бок о бок с насущными ординарными нуждами портных средневекового Лондона.
Миниатюры из иллюмированных рукописей и скульптура широко использовались в исследованиях средневекового костюма[2], но это понятным образом дает лишь обобщенное впечатление от одежды того времени; они редко представляют читателю детали кроя и швейных техник, которые особенно интересуют профессионалов (и реконструкторов в их числе). Такие изображения могут, конечно, помочь с датировкой текстиля, выкопанного в Лондоне, вкупе с датировкой по другим артефактам с раскопов.

Документальные источники историками костюма были использованы в значительно меньшей степени, с одним или двумя исключениями[3].

140.jpgОписания одежды в литературных источниках или хрониках необходимо использовать с большой осторожностью, при всей их полноте, красоте образов и детализации. Каждый из них содержит лишь часть факта или его интерпретацию. Но как мы можем сегодня судить о предубеждениях хроникёра, который мог быть весьма консервативным священником, яростно атакующим прихоти моды, который он мог бы сам в конечном итоге принять?

Намного более важными, как фактологический источник, относящийся к изготовлению одежды в то время, являются счета, большинство из которых относятся к Великому Гардеробу английской королевской семьи. Эти счета фиксируют покупку тканей, шелка, льна, меха, ниток, тесьмы, бахромы и т.д. у драпировщиков, шелкоторговцев и silkwomen[4]  в Лондоне, последующей обработке некоторых из шерстяных тканей, и наконец распределении этих товаров королевским портным и оружейникам, которые делали не только одежду, но и пологи на кровати, драпировки для помещений, конские попоны, турнирное снаряжение из текстиля, флаги и баннеры для короля и его семьи и подданных[5]. Информация о ценах и диапазоне материалов, которые упомянуты в этих счетах, может быть полезна для атрибуции уцелевших тканей из раскопок в Лондоне и может объяснить, чем когда-то являлись маленькие коричневые истлевшие тряпки.

Другие счета Королевского Гардероба детализируют расходы, требуемые портными и оружейниками для дополнительных трат и собственно оплату труда. Последние особенно ценны для информации, которую они могут предоставить: о времени, потраченном, чтобы сделать определенные предметы одежды, числе людей, вовлеченных в работу, и, в редких случаях, подлинных именах мастеров. Таким образом, мы видим, что мужчины и женщины часто работали бок о бок, однако женщины получали более низкую заработную плату (около половины), чем их коллеги-мужчины. Ясно, что одежда богатых включала такую обработку и такие тонкости отделки, которых не найти в одежде менее богатых. Однако, информация, которую мы можем собрать о времени, необходимом, чтобы сделать определенные виды одежды в 14-м веке, представляет несомненный интерес, а исходя от соответствия заработной платы и производственных затрат, мы можем получить некоторое представление о том, сколько времени требовалось на создание определенных предметов одежды в 14-го веке:

139.jpgПара шосс (англ. Хоуз) – полдня (ок. 1 ½ d. – 2d.)

Худ – от половины до целого дня в зависимости от наличия подклада (утепленного или нет) (2-3 d.)

Плащ – три-шесть дней в зависимости от наличия подклада (1-2 s.)

Сюрко – три-шесть дней в зависимости от наличия подклада (1-2 s.)

Котта – от одного до шести дней в зависимости от объемов, отделки, подклада и т.д. (3 d. – 2 s.[6])

Эта хозяйственная отчетность хотя и имеет отношение к наиболее богатым семьям, дает тем не менее определенную информацию, непосредственно относящуюся либо к аспектам археологии текстиля, либо к таким вопросам, как способы использования текстиля или его стоимость в средние века.


[1]  King D. Opus anglicanum: English medieval embroidery. – Arts  council of Great Britain, London, 1963. – p.5[2]  Cunnington С., Cunnington P. Handbook of English medieval costume. London, 1952.  Evans J. Dress in Medieval France. Oxford, 1952; Scott M. Late gothic Europe, 1400-1500. London, 1980; Scott  M. A visual history of costume: 14th– 15th– centuries. London, 1986.

[3] Goddard E.R. Women’s costume in French texts of 11th and 12th centuries. Baltimor & Paris. 1927. Evans J. Dress in Medieval France. Oxford, 1952; Newton S.M. Fashion in the age of the Black Prince. Bury St Edmunds. 1980.

[4] В средневековой Англии существовал особый институт silkwomen – женщин, изготовлявших  дорогие, чаще аксамиченные ткани, шедшие, например, на королевские церемониальные одежды. Пример – Сесилия Уолкот, которая являлась крупнейшим поставщиком товаров и изделий для Королевского Гардероба двора Ричарда III.  «Взлет» экономической роли женщин стал возможен благодаря Черной Смерти и катастрофической убыли населения. Наиболее «женскими» видами деятельности было именно ткачество и, как ни странно, пивоварение. (см. Черкашенина А.И. Гендерные аспекты брака и девства в истории позднесредневековой Англии. Автореферат на соискание ученой степени канд. ист. наук. Ставрополь, 2010)

[5]  Staniland K. Clothing and textiles at the court of Eduard III, 1342-1352|| Collectianea Londoniensia. 1978  Staniland K. Medieval courtly splendour||  Costume, 14. 1980.

[6] 1 фунт ( L ) = 20 шиллингов ( s )

1 крона = 5 шиллингов

1 шиллинг = 12 пенсов ( d )

1 пенни = 4 фартинга

1 марка = 13 фунтов 4 шиллинга

Французские ливр, су и денье соответствуют фунту, шиллингу и пенсу (которые восходят к латинским  Liber, solidus и denarius , откуда взялись латинские аббревиатуры L , s , d).

Считайте сами, в общем…

1 фунт ( L ) = 20 шиллингов ( s )

1 крона = 5 шиллингов

1 шиллинг = 12 пенсов ( d )

1 пенни = 4 фартинга

1 марка = 13 фунтов 4 шиллинга

Французские ливр, су и денье соответствуют фунту, шиллингу и пенсу (которые восходят к латинским  Liber, solidus и denarius , откуда взялись латинские аббревиатуры L , s , d).

Считайте сами, в общем…

Оставить комментарий


видеонаблюдение уфа
roscam-ufa.ru
Имбирный мед в подарок
Ассоциация развития мед информационных технологий
promo-sweets.ru
Полки для холодильного шкафа polair
Холодильный шкаф со склада по низкой цене! Официальный дилер
unitrade-orel.ru
..