Средневековый текстиль из археологических раскопок в Лондоне. Часть 2: швейные нитки.

Автор: Rhiamon     Категория: История, Средневековый костюм

Как известно, наиболее употребительной для шитья в позднем средневековье была льняная нить, – или скрученные волокна побегов льна (Linum usitatissimum). Будучи в своей основе целлюлозными, эти нити быстро разлагаются во влажных условиях и редко встречаются в северо-европейских археологических раскопках. Следы сшивания сохранились на ткани в раскопах BIG82 и BC72 в Лондоне, произведенного нитями из неопределимого растительного  волокна, которое, как полагают, было льном; они подразумевается в швах и на обметке кромок, где резонней было бы использовать именно льняную нить, например, фрагмент № 221, Рис. 1 и 2,  № 246, Рис. 3. В другой находке о прежнем присутствии льняной нити свидетельствует наличие многочисленных дырочек (например, № 136, Рис. 4), и весьма разумно предположить, что в большинстве случаев исчезла льняная, а не шелковая нить.

 

 

 

 

Счета Королевского Гардероба 14-ого столетия показывают, что льняная нить использовалась очень широко в различных мастерских, снабжающих двор одеждой и другими текстильными изделиями. Естественно льняная нить использовалась для того, чтобы сшить льняную одежду и такие вещи домашнего обихода как полотенца, скатерти или салфетки; также применялась для того, чтобы простегать покрывала на кровати и матрацы. Несколько сложных льняных вышивок 13-ого и 14-ое столетия сохранилось в Германии[1] и Швейцарии[2], но играла ли эта техника существенную роль в Англии, является довольно спорным моментом. Льняная нить, поставляемая Королевскому Гардеробу в 1330-ых гг., стоила между 2s. и 2s.8d.  за фунт, и была представлена в ассортименте различной толщины и во множестве цветов. Нитки поступали или от лондонских торговцев тканями или от женщин, которые, подобно более известным silkwomen, также делали льняные ленты, тесьму и шнуры.

Существует немного документальных свидетельств по бытованию хлопковых швейных ниток в средневековой Англии. Хлопок-сырец, конечно, импортировался в 13 и 14 веках, и использовался как набивка в поддоспешники, и для наполнения матрасов и покрывал. Использовали хлопчатую крученую нить для фитилей свечей[3], из-за чего качество искусственного освещения значительно улучшилось. В счетах Королевского Гардероба наличествуют записи на покупку хлопковых нитей за 12d за фунт у некой Элис Спайсер, и есть свидетельства того, что хлопковые нити были использованы в изготовлении одежды для Ричарда II.

Шелковая нить широко использовалась в шитье и декорировании королевской одежды в средние века, практика, которая, вероятно, следовала аристократия и богатые купеческие семьи. Это практически единственные швейные нитки, которые остались в живых во влажной, анаэробной среде набережных Лондона. Большинство из шелковых нитей двойные, где каждая из нитей сначала скручена по Z-принципу, а затем свиты вместе по S-принципу[4]. Исключение составляют нити из швов сумочки (мешочка) с 13-го века депозита, где для обработки клапана был использован шелк в одну нить.

Шелковая нить широко используется для швов и подрубания на большинстве сохранившихся фрагментов шелковой ткани. Самая грубая нить найдена на участках № 326 и 327, где два куска тонкой шелковой табби соединены очень прочными стежками (илл.4). Очевидно, здесь мастер был больше озабочен качеством соединения, чем его красотой, возможно, это была более поздняя чинка и, вероятно, фрагмент является лишь подкладкой одежды. В другом случае двойная нить была использована для подрубания или обметки тончайшей шелковой ткани. Шелковая нить также используется для обметки всех сохранившихся петлиц и петель (рис. 7-8), для закрепления пуговиц (рис. 6), для расстрочных швов (декоративных), обработки кромок рукавов и кошельков (рис. 9).

Шелковые нити использовали и для шерстяных тканей, не только в декоративных целях, но и для обработки петель, рубцов и швов. Преобладание утраченных из швов нитей среди найденного в Лондоне текстиля заставляют предположить, что льняная нить использовалась, как правило, для основных швов, в то время как более дорогие шелковые нити, вероятно, применялась для видимых и декоративных строчек. Это обстоятельство помогает объяснить упоминание на одновременное использование  льняных и шелковых нитей на различных формах одежды в счетах Королевского Гардероба, которые было трудно интерпретировать до настоящего времени. В 1333 году, например, королеве Филиппе для ее пасхального гардероба были сделаны пять предметов одежды из зеленой ткани (шерсти?), создание которой потребовало фунт льняных нитей и три унции шелковых нитей. Из счетов становится очевидно, что шелковая нить была значительно более дорогой, чем льняная нить. Счета Гардероба 1330-ых показывают, что льняная нить часто стоила меньше чем 3 фунта за фунт (2 шиллинга за унцию, например), тогда как шелковая нить стоила от 15 до 20 фунтов за фунт. Шелковая нить обычно покупалась у лондонских или итальянских торговцев тканями и была доступна в широком диапазоне цветов. Белый, черный, желтый, синий, зеленый, красный, пурпурный и огненный упоминаются очень часто, и они, как правило, соответствовали краскам шерстяных и шелковых тканей при шитье, хотя при случае могли использовать и цветовые контрасты в сопоставлении ткани и ниток.

Счета Гардероба можно рассмотреть и с целью прояснить детали поставок шелковых нитей. В настоящее время очень мало известно о лондонских silkwomen до середины 14 века, хотя существуют обширные исследования об их деятельности в конце 14 и в 15 веке[5]. Они специализировались на кручении шелковых нитей и производстве лент, шнуров, тесьмы, бахромы, кистей и другие мелких изделий из шелка.

Шерстяные нитки также использовались, для шитья одежды в средние века. Интересно, что существует много свидетельств их применения для шитья по шерсти в Лондоне и в Йорке в течение 10-11 веков[6], однако мало документальных подтверждений об их бытовании в Лондоне 14 века. Кажется, что к этому времени льняные и шелковые нити, вероятно, преобладали – по крайней мере, это впечатление складывается на основании найденных фрагментов. Применение шерсти в качестве швейных ниток должно по-прежнему быть широко распространено в низших слоях общества, и именно этот тип нити был использован в одежде 14-го века из Херйолфснеса (Herjolfsnes, Гренландия), который был сельской общиной[7].

Только пять примеров нитей из шерсти, используемой для сшивания, сохранилось среди лондонских находок на период позднего средневековья. Три из них связаны с шерстяными тканями полотняного переплетения, (№ 285). Есть также рулончик обшитой широкой тесьмы, которую, возможно, использовали в качестве пояса, но в равной степени это могла быть перемычка для крепления плаща или мантии. Швейные нитки весьма похожи на нити самой ткани, и не исключено, что нить была отделена непосредственно от материала. Шерстяная нить, сделанная из камвольной пряжи (позже известная в основном как шерсть для вышивки и гобеленов) встречается лишь изредка в счетах Гардероба, где упоминается исключительно как нить для вышивания[8].



 

[1] SCHUETTE, M & MULLER-CHRISTENSEN, S. The Art of Embroidery, English edn, London SCOTT, M, 1980

 

[2] SCHMEDDING, B. Mittelalterliche Textilien in Kirchen undKlostern derSchweiz, Schriften der Abegg-Stiftung Band 3, Bern

 

[3] LYSONS, S.’Copy of a roll of the expenses of King Edward I at Rhuddlan Castle, in Wales, in the 10th and 11th years of his reign remaining among the records in the Tower’, Archaeologia, 16. – p.74; BLACKLEY, F D & HERMANSEN, G . The household book of queen Isabella of England for the fifth regnal year of Edward II. Edmonton. 1971

 

[4] Z  и S в данном случае – направление кручения нити. Чаще всего нити основы скручивают в направлении Z, уточные – в направлении S.

 

[5] DALE, M K, 1928 Women in the textile industries and trade of fifteenth-century England,’ MA thesis, London University, 1932-4; LACEY, K, 1987 The production of “narrow ware” by silkwomen in fourteenth and fifteenth century England’, Textile History, 18/2,187-204

 

[6] PRITCHARD. F A ‘Late Saxon textiles from the City of London’, Medieval Archaeol, 28 – р. 58-59; Walton P/ Textiles, cordage and raw fibre from 16-22 coppergate// Archeology of York, 17/ – p. 408.

 

[7] 0STERGARD, E. The medieval everyday costumes of the Norsemen in Greenland’, in BenderJorgensen &Tidow (eds). – p.271

 

[8] NICOLAS N.M. Observation on the Institution of the Order of the Garter// Archeologia, 31. – p. 33

Оставить комментарий


..