Записки о средневековье: отношение к природе и окружающей среде

Автор: roman     Категория: Общество

02684563.jpgСейчас почему-то постоянно встречается мнение, что в древности, в темные века и средневековье человек умел мудро обращаться с природой. Идеологи движения хиппи и других подобных течений рисуют картины идиллического сосуществования природы и человека – цветущая поляна с гуляющими по ней людьми в венках и с флейтами (кстати, картина довольно распространенная у средневековых художников: влюбленные в аллегорическом саду любви).

Как ни жаль, но так было, наверное, лишь в раю… В Европе в эпохи предшествовавшие средневековью, человек просто боялся всего, что его окружало: дух срубленного дерева, убитого животного или просто сдвинутого с места камня мог найти и отомстить человеку и даже убить обидчика. И именно это, а не мифическая любовь к природе, заставляла древних вообще по возможности от греха ничего не трогать ( можно вспомнить пресловутые священные рощи, в которые даже заходить было нельзя под страхом смерти и т.д.), а если и трогать, то оглядываясь, крадучись и поплевав через плечо… В средние века ситуация резко изменилась – человек окреп, получил хорошее оружие и уверовал, что он – венец творения (как в Библии и написано).

33518893.jpgВ большинстве своем люди средневековья занимались укрощением природы – конечно, находясь в постоянном контакте с ней, человек той эпохи знал о природе гораздо больше, чем современный, задушенный выхлопными газами, но это редко заставляло его быть милосердным…Человек мстил за столетия первобытного страха – шла нещадная вырубка лесов и истребление животных (средневековые методы охоты с сетями больше напоминают не охоту в современном понимании, а ловлю рыбы тралом – благо их было очень много (любовь европейских феодалов к плащам, подбитым мехом белки, привела к тому, что поголовье зверька уже к концу XIII века было почти полностью уничтожено). Именно поэтому первые законы о запрещении браконьерства пришлось принимать в средние века. Эти законы касались бобров, оленей и еще некоторых ценных зверей (список сильно отличался по странам), которых стало не хватать даже господам, но никто и не думал как-то ограничивать отстрел волков, зубров (в Прибалтике) или кабанов, благодаря чему их едва не уничтожили вовсе. В голодные годы народ «съедал» все, вплоть до кошек и ворон (пищей французских нищих считались ежи!). Правила средневековой фортификации тоже не способствовали бережному отношению к природе. Согласно им, вокруг города или замка примерно на километр от стен не должно было быть растительности, за которой мог бы спрятаться неприятель… (замок, находящийся в лесу, либо брошен, либо создан фантазией позднего романиста). Сельское хозяйство требовало новых мест, господствовало трёхполье… и снова рубили лес.

Другое дело, что природа тоже была не похожа на теперешние жалкие останки. Она была дика и могуча. Волки зимой заходили в поселки (даже во Франции), а уж в лесу вообще не давали прохода, кабаны уничтожали посевы, не отставали зайцы и птицы, зубры в Литве бросались на проходящие войска Тевтонского Ордена, что дважды отмечено в хрониках…

Еще раз подчеркнем: тогдашняя охота мало походила на нынешнюю (исключая самые зверские ее варианты). Она больше напоминала войну, быть может, этим она так нравилась дворянству… На крупную дичь вроде тех же кабанов часто охотились группой, ловчие с собаками выгоняли стадо на охотников, те, вооруженные мечами и копьями, бросались на зверей (часто тех же оленей ловчие загоняли в реку и охотники убивали их, подплывая на лодках во время переправы), ну чем не битва!? И часто жертвами этой битвы становились не только животные, но и охотники.

Строя дамбы и запруды, никто не заботился о сохранении путей нереста рыбы (до XV века парижане много столетий выбрасывали навоз в Сену). Остается лишь удивляться тому, что природное чутье (а может быть, удача) позволяла зачастую не нарушать естественный баланс.

96023788.jpg

Конечно, говоря об изменении отношения человека к природе, необходимо учитывать, что повысившийся уровень самосознания позволил появиться таким людям, как святой Людовик, Франциск Ассизский или Сергий Радонежский, которые действительно бескорыстно любили природу и все живое и бережно, поэтически к ней относились. Но надо отдавать себе отчет в том, что это, к сожалению, были исключения и они не могли переломить общую тенденцию.

Р. Максимов 2004 г.

Материалы взяты со страницы клуба “Хранители” г. Белгород:
http://mmkhraniteli.ucoz.com/

Метки: , ,

Оставить комментарий


Служба по открытию замков! Нажми
Федеральная Служба Безопасности РФ. О службе
openlocks.ru
Пара толуидин купить
толуидин
altai-group.ru
..