Записки о средневековье: религия

Автор: roman     Категория: Общество

Без оговорок этот вопрос рассматривать невозможно … С одной стороны, религиозность была массовой, практически стопроцентной, но какой была сама религия и какое было понимание этой религии? Во-первых, многие языческие верования и обычаи плотно заняли свое место в европейском христианстве. Во- вторых (и это, возможно, главное): при подавляющей безграмотности писание как таковое мало кто и в глаза-то видел, а о том, что в нем написано, люди знали из слов проповеди (причем зачастую проповедник и сам писание не читал, а тоже либо руководствовался проповедями вышестоящих иерархов, либо пользовался памятью скудного обучения). К примеру: пророк Моисей на надгробии Папы Юлия II изображен рогатым – из-за ошибочного перевода слова «сияние» (изначальная фраза оригинала: «От лика его исходило сияние, так что на него было больно смотреть» превратилась в: «Над лицом его были рога, так что на него было больно смотреть», что никого не смутило).

1.jpg

От этого содержание и смысл притч менялся по желанию проповедника… Поэтому перекосы в политике церкви, репрессии, зверства воинов креста и т.д. надо в основном считать виной князей церкви и ярых фанатиков, многие из которых и сами находились в ошибочной уверенности, что поняли Христа верно (иные же не старались его понять вообще, недаром самые массовые ереси и сатанистские течения зарождались в церковной среде). Вообще непонимание слов Писания или неверная их трактовка были бичом средневековья (пример про Моисея), и это ясно видно в темах тысяч «ученых» диспутов, проводившихся даже между разными монастырями, например: принадлежала ли Христу одежда, в которой он ходил, или какого цвета были волосы девы Марии – рыжие или каштановые… С другой стороны, почитание христианских святынь и пронизанность религией всех сфер жизни были доведены до пика именно в средние века. Средневековые теоретики, изо всех сил стараясь понять Библию и Евангелие, вгрызаясь в глубины возможного подтекста, часто не замечали лежащих на поверхности истин (например: «не убий»). Поэтому, говоря: «христиане в средние века», надо понимать, что знали они не современное нам, а именно средневековое христианство.

«Христианский мир» как понятие сейчас уже не существует. Человек же средневековой Европы считал, что в мире, созданном Богом, есть Европа, Азия и Африка.2.jpg

Из известного ему мира довольно большая часть уже была обращена в «истинную» (католическую) веру (а до 11 века вообще христианскую), и рядовой европеец любой национальности чувствовал себя членом огромной – если не семьи, то общины или братства, включавшего в себя все народы, жившие в тогдашней Европе. Все они молились одному Богу, все слушали псалмы на латыни (причем не понимая языка), и обряды были почти полностью схожи. Любая страна имела то общее, что было привычно любому европейцу – христианскую веру. Отсутствие разных религий и целостность той одной, что была, объединяло европейцев, разобщенных на десятки национальностей, в один Христианский мир, который вставал как один человек для борьбы с врагами веры, поднятый своим единственный пастырем – Папой Римским (немного утрировано, но пример начала крестовых походов нам это позволяет).

3.jpg

Да, были и враги: сарацины, азиаты-кочевники… но это еще больше объединяло связанных одной верой европейцев. Без понимания христианского мира средневековой Европы такое ключевое для этой эпохи явление, как крестовые походы, останется до конца не понятым. Они продолжались практически все средневековье – с XI по XVI век. Осознание общего дела, общего долга, борьбы с врагами христианства рождало новые и новые волны паломников, отдававших жизнь во имя веры. Помня о том, что представляло собой христианство в средние века, нельзя не понять, что причины и цели борьбы с сарацинами были туманны. И то, что Папа, пытаясь поднять религиозный пыл в массах, сказал – «там, на Востоке, страдают наши братья…» ясно показывает: единственная идея, хорошо понятная народу – это то, что общий христианский мир (братство) требует от него помощи попавшим в беду собратьям, и что помощь эта искупит грехи, так как угодна Богу (кстати, показательно, что под «братьями» папа имел в виду византийских христиан).

Поэтому понятие «христианский мир» просто необходимо учитывать любому изучающему средние века человеку как понятие важное и очень близкое для человека этой эпохи, составляющее одну из тех аксиом, которые в последующие века были разрушены и теперь трудно объяснимы.
                                                                                                                         Р. Максимов 2004 г.

Материалы взяты со страницы клуба “Хранители” г. Белгород:
http://mmkhraniteli.ucoz.com/

Метки: , ,

Оставить комментарий


buy-nail.com
..