Золотое платье королевы Маргариты.

Автор: Selena     Категория: Средневековый костюм

Золотое платье королевы Маргариты, в англоязычной традиции известное как Queen Margareta’s Golden Gown, является, пожалуй, одним из самых значительных артефактов Средневековья.

История находки.
Согласно общему мнению это платье носила 10-летняя будущая королева Кальмарского Союза на ее свадьбе в 1363 году. Традиция, связывающая платье с Маргаретой Фалдемарсдоттер (1353-1412), является длинной и восходит, по крайней мере, к 1593 году, когда эта связь, кажется, была упомянута англичанином, посетившим Собор Роскилле, где Маргарита была похоронена. В 1620-ых годах платье было описано как подвенечное платье Маргариты, и в другом источнике, как платье, в которое она была облачена во время своей похоронной процессии.
Когда в 1658 году Дания была разорена шведами, реликвии, принадлежавшие Маргарите, по приказу короля Чарльза X были перемещены в Упсалу, где они и остались. Вновь для истории платье было открыто только в 1906 года, когда его обнаружила Агнес Брэнтинг, издавшая в 1911 году на немецком языке работу, основанную на результатах экспертизы 1907-1908 годов. В рамках этой работы Платье Упсалы рассматривалось в качестве единственного сохранившегося в Европе средневекового праздничного платья. Однако более существенные исследования этого артефакта были начаты лишь в 1959году.
В настоящее время Золотое платье королевы Маргариты хранится в Музее Истории в Стокгольме (The Museum of National Antiquities), где сама находка и ее реконструкция выставлены для обширной публики.
Ткани и отделка.

Платье выполнено из фантастической золототканой парчи с грунтом из красного шелка, образующим контуры узора. Декор ткани состоит из двух компонентов. Рапорт (30 на 49-50 см) создается за счет вертикальных волн, напоминающих оживы готических арок, и симметричных композиций, включающих непосредственно узор.

С технической точки зрения эта ткань – диспер*. Это основная техника итальянского шелкоткачества 14 века, хотя использовалась она прежде и после этого периода. Грунт итальянской парчи ткался атласным переплетением – нить утка прокидывается под пятью нитями основы (в результате чего и возникает эффект блеска атласа), причем на один дюйм приходилось до 200 нитей. Металлическая нить обвивалась вокруг шелковой. Из-за тонкость и шероховатость позолоченного слоя, серебро иногда становилось видно. Само серебро содержит (9%-ую) медь и свинцовые добавки (на 0.3 %), в то время как золото – 75%-ое золото, 21%-ое серебро и 4%-ая медь. Золотной уток S-прядения врабатывался в тонкую основу из желтого шелка с частотой 55 нитей на дюйм (22 нити на сантиметр).

Техника и качество золотой ткани, так же как и общий характер образца, не оставляют возможности для сомнений в том, что парча была произведена в северной Италии.
В случае итальянского шелкового производства, с его очень крупным масштабом, а так же обширная экспортная торговля, простирающийся до скандинавских стран, являются достаточными доказательствами того, что материал данной находки остался типовым товаром на протяжении более чем ста лет.
Современное иллюстрированное искусство может быть полезной помощью в датировании текстиля, но надежность, с которой изображен текстильный образец полностью зависит от техники художника. Опираясь на примеры итальянской живописи Кватроченто, Брижитт Кль создала выдающиеся научные исследования. Скрупулезная живопись 15-ого столетия может очень часто быть полезной в идентификации различных текстильных феноменов (и особенно традиционной бархатной парчи), изображенные с такой бравурностью нидерландскими и северными немецкими живописцами 15-ого столетия.
У ткани есть выраженная кромка ярко-зеленого шелка, однако большая ее часть срезана. Между красной и зеленой нитью основы проходит крепкая льняная нить, обвитая золотой проволокой. Зеленая кромка ткани позволяет определить ширину ткацкого станка – предположительно она составляет 60 см. Узкая ширина ткацкого станка не является доказательствами последнего датирования. Выбор ширины зависел от типа ткани, которую соткут. Пятипереплетенный атлас, который сделано в платье Маргариты, является новшество 14-ого столетия – упомянутый, например, в Лукке в 1376 году – не являлся широко распространенным до 15-ого столетия.
Проведенный радиоуглеродный анализ, для которого был взят шелк, входящего в состав парчи, а так же фрагменты льняной подкладки платья, показал, что Золотое Платье было сделано за первые четыре десятилетия из 15-ого столетия (1403-1439). Эта датировка позволяет предположить, что платье Маргарита носила незадолго до своей смерти в 1412 году.


Специфика кроя.

Однако исследование кроя платья дает другие выводы. Если основываться на крое рукавов и общем крое платья, то следует датировать его второй половиной 14 века, возможно, около 1360 г. На основании длины платья и крое лифа можно утверждать, что оно было предназначено для девушки или девочки, возможно, с незначительным уродством, если брать во внимание особенности покроя рукава. Это подтверждает предположение о том, что платье было изготовлено для свадебной церемонии Маргариты I. Платье сделано из четырех частей, без каких-либо клиньев, с втачными рукавами. Верх платья от талии подшит грубым льном. Ниже талии подкладки нет. Ворот платья дополнительно подшит тем же льном. Основное затруднение вызывает восстановление длины задней части платья и концов рукавов, поскольку они более всего пострадали от времени. Предполагается, что находка имеет оригинальные швы и крой, позволяющие утверждать, что платье позднее не перелицовывали и не перешивали.

Хотя пройма в этом платье сделана достаточно глубоко в пропорции к размеру миделя, клинья имеют нехарактерную для grande assiette форму. В случае платья из Мойского болота (The Moy Bog Garment) и пурпуэна Карла Блуа (Charles of Blois’ pourpoint) grande assiette создается за счет нескольких треугольных клиньев, идущих от края проймы к плечевой зоне рукава. В Золотом платье Маргариты клинья представляют несовершенную попытку заполнить большие проймы, они имеют неправильную форму, напоминающую полумесяц. Сохранилась только верхняя часть рукавов. Левый рукав имеет шесть клиньев, тогда как правый – пять (что в свою очередь и дало предположение о некотором уродстве девушки, носившей это платье).
Предполагается, что платье было изменено (несколько неопытно с учетом множества маленьких частей, заполняющих клинья) из своего первоначального вида так, чтобы его смог носить кто-то с меньшими руками и, возможно, меньшим туловищем. Этот вариант представляется вероятным, поскольку в таком случае обнаружить следы предыдущих швов было бы крайне затруднительно.

Не меньшей загадкой является вопрос о том, как платье сажали по фигуре. На самой находке есть только неглубокий разрез, идущий от горловины. Отсутствие разницы между диаметрами груди и талии, так же подтверждает предположение о том, что этот предмет одежды был изготовлен для ребенка, и, возможно, был перешит из платья взрослой женщины. В таком случае есть вероятность, что необходимость в создании дополнительного облегания просто отсутствовала.

На сайте Марка Карлсона приведены следующие параметры платья:
Диаметр груди: 81 см (31.9″)
Окружность шеи: 56 см (22″)
Длина платья: 146 см (57.5″)
Предполагаемая окружность кромки: 420 см (163.4″)
Ширина ткацкого станка: 60 см (24″)

Реконструкция.
К настоящему время предпринималось несколько попыток создать реконструкцию этой уникальной находки. Последняя (на данный момент) и, пожалуй, самая удачная принадлежит компании “Durán Textiles”, специализирующаяся на производстве тканей. Конечно, в этой реконструкции присутствуют свои спорные моменты, однако общий уровень воссозданного ими предмета действительно высок. Авторы реконструкции смогли воспроизвести и фактуру ткани, и орнамент. Конечно, воспроизвести такую ткань в точности было бы слишком накладно, так что современный вариант – это шёлк золотистого цвета, поверх которого нанесён тончайший тёмно-красный узор. Поскольку платье было воссоздано для взрослой модели, авторы предложили свою теорию посадки изделия по фигуре – платье зашивалось прямо на модели (шов на левом боку). Конечно, у этой гипотезы есть ряд оппонентов, однако она так же имеет основания для существования.

Заключение.
Золотое платье королевы Маргариты по-прежнему несет в себе ряд загадок, решить которые ученым только предстоит, и, вероятно, еще много лет оно будет причиной весомых споров и сомнений среди современных реконструкторов. Однако абсурдным было бы отрицать, что этот артефакт является одним из самых значимых наследий Средневековья.

 Источники:

Иллюстрации:

1. – Мемориальная плита королевы Маргариты I.

2., 3. – образцы ткани  Queen Margareta’s Golden Gown

4. – Queen Margareta’s Golden Gown

5. – прорисовка Queen Margareta’s Golden Gown с сайта Марка Карлсона

6. – реконструкция Queen Margareta’s Golden Gown от  компании “Durán Textiles”.

* Диаспер (диспер, от лат. диаспрум, “разделенные ткани”) – двухутковая шелковая материя с тонкой золотой ниткой, тканая полотняным переплетением с одним рисуночным и одним соединительным утком. Была популярна в Средние века.

2 Комментариев на “Золотое платье королевы Маргариты.”

  1. Silven сказал:

    “Платье выполнено из фантастической золототканой парчи с грунтом из красного шелка”
    грунт – это видимо неверно переведенный термин “главная основа”.
    Диаспер относится к тканям лампасного переплетения(двуличного),при котором один уток выходит преимущественно на лицевую сторону, а второй наизнанку.
    То есть есть – главная основа и связующая основа.

  2. Selena сказал:

    Silven, “грунт” – не ошибочно переведенный термин, а узко-специальный. Но, да, означает он “главную основу”. Вы правы – таким образом текст становится понятнее. :smile:

Оставить комментарий


..